Уникальный реабилитационный лагерь "Открытие" для молодежи с ограниченными возможностями - детище известных путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро. С ноября 2009 года клуб "Приключение" Шпаро реализует программу Департамента социальной защиты по реабилитации и интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в городе Руза Московской области на территории учебно-реабилитационного центра "Алмаз", принадлежащего РГСУ.
На улице Советской появились башенки, домики, стенки - все это опутано тросами и канатами - с виду детская игровая площадка. Подходишь поближе и понимаешь, что не только ребенку, но даже не каждому молодому, сильному взрослому человеку по силам вскарабкаться на десятиметровую высоту. Однако на шатких бревнышках, на самом верху, чудом балансируют трое подростков-инвалидов - смельчаки.
На нескольких специально построенных тренажерах ребята учатся не столько альпинизму, сколько работе в коллективе - тому, чего в обычной жизни им зачастую не хватает.
Среди воспитанников лагеря молодые люди от 13 до 30 лет с нарушениями слуха, зрения и с задержкой развития. Эти трудности не мешают ребятам карабкаться по канатам и преодолевать искусственные препятствия - они помогают им прочувствовать жизнь путешественников. Глядя на такие почти акробатические трюки, не сразу веришь, что все эти ребята с ограниченными возможностями. Пройдя этот трудный путь, они обретают возможность открыть что-то в себе.
"Оля, давай, подтянись, держись!" - подбадривают девушку снизу. "Лестницей Якоба" назвали тренажер из висящих на тросах на полутораметровой высоте друг от друга бревен. На этот раз двадцатипятилетней Ольге Афанасьевой удалось добраться только до четвертого. Это большое достижение для воспитанницы психоневрологического интерната. Доказать себе и окружающим, что она что-то может, для нее крайне важно.
- А желающих много? - спрашиваем у Дмитрия Шпаро.
- Много. В коррекционных школах, интернатах даже возникает конкуренция. Ребята приезжают сюда по инициативе родителей, хорошо, что те понимают, насколько важно больному ребенку преодолеть себя.
Набегают откуда ни возьмись, как только появляется возможность записаться. В последнее время они уже сами организуются в группу, договариваются, кто поедет в этот раз, а кто в следующий. Ждут только команды.
- Зачем же лезть так высоко?
- Открытие полосы препятствий позволяет людям, имеющим некоторые ограничения, развиваться, преодолевая все препятствия.
Здоровому человеку трудно преодолеть себя и получить определенные навыки, а уж инвалиду тем более. Но они, преодолевая себя, подают пример здоровым, как можно стать равным, а потом и несравненным.
- Почему им так нравится здесь?
- По многим причинам. Во-первых, потому что в лагере они себя ощущают самостоятельными и самодостаточными. Осознают, что они умеют что-то делать сами, им нравится помогать друг другу даже в мелоча х. Обратите внимание: в школе, например, если у кого-то нет ручки, надо проявить инициативу - попросить, а в лагере по-другому: тебе предложат.
Во-вторых, лагерь воспитывает чувство ответственности, которого не добьешься в обыденной жизни.
Москвичи с особенностями в развитии проводят здесь 5 дней. За это время они успевают освоить основы альпинизма, скалолазания и пройти все препятствия.
Ключевым элементом программы являются занятия на открытом воздухе в тренажерном парке - это комплекс из высотных сооружений, тренажеров и препятствий. На территории лагеря установлено 3 тренажера. У каждого говорящее название: самый первый - "Создание команды". Второй тренажер для начинающих альпинистов - "Скалодром". И самый сложный - "Рубикон". Преодолеть его ребята могут только сообща. Здесь и проявляется командный дух.
- Я получил колоссальное удовольствие от того, что меня вытащили из кабинета и показали реальную жизнь, - рассказал руководитель Департамента социальной защиты города Москвы Владимир Петросян. - Этот год объявлен Годом равных возможностей - это выдающееся событие в жизни города. Десятилетиями, а может быть, и столетиями огромное количество людей, а в России 13 миллионов инвалидов, миллион двести в Москве, были забыты, заброшены, ими практически никто не занимался.
Удивительно, инвалиды были всегда. Жили, получали свои копейки, сидели на пятых этажах хрущевок, не имея возможности не то что выйти, а даже выброситься с балкона - коляска в балконную дверь не проходит. Однако настал день, когда вспомнили, что они живут среди нас, и хотят не только чтобы их жалели и сочувствовали, а хотят быть полезными обществу, как-то самореализоваться. Наша обязанность, всего общества, им помочь! - объявили политики.
Начиная с 1998 года правительство Москвы принимает комплексные целевые программы по реабилитации инвалидов. Таких программ было уже пять. Из года в год становилось ясно, что просто реабилитация ничего не дает, нужно как-то интегрировать инвалидов в общество. Но как? Наша среда агрессивна и неприспособлена для инвалидов, а наше сознание не готово их принять за равных себе. О толерантности можно говорить долго. Но сколько бы ни говорили о том, что инвалидов нужно уважать, заботиться о них, но не жалеть - жалость унижает человека, все это остается теорией. Этих людей попросту нет рядом с нами, и все слова остаются пустыми. В реальности инвалид просто не может выйти из дома.
"Полоса препятствий", сделанная Шпаро, кому-то покажется слишком сложной даже для здорового молодого человека. В реальности - город значительно труднее и страшнее. Если здоровые люди не способны сделать его пригодным для того, чтобы инвалиды были рядом с нами в магазинах, в школах, институтах, на предприятиях, в театрах, поликлиниках, на остановках, им надо учиться проходить "Рубикон".
Равные возможности должны быть не только для инвалидов, но и для пожилых людей, для мам с колясками, пока нашим городам до такого совершенства далеко. Хотя на Год равных возможностей столичное правительство, несмотря на кризис, выделило аж 4 миллиарда рублей и приняло дальнейшую стратегию повышения качества жизни инвалидов до 2020 года. Это и медицинская помощь, и социальная реабилитация, и спорт, и обучение инвалидов, начиная с детского сада, их занятость. По городам области... Только 22% столичных зданий было приспособлено для пользования инвалидами, за год прибавилось еще 23%. Лужков пообещал, что к 2015 году Москва станет "городом для всех", о чем и объявил соответствующий конкурс. Только за этот год в конкурсе приняло участие более 300 учреждений.
А тем временем проходит альпинистский курс на средней высоте. Сейчас ребята пойдут по мокрым и скользким бревнышкам. Перестегивают страховочные тросы, помогают друг другу сделать буквально каждый шаг. Бревнышки прошли, теперь - веревочки, идут ребята, как дрожащие канатоходцы, и вся надежда у них друг на друга.
Люди, ограниченные по физическим показателям, безграничны по душевной теплоте, по своим талантам. Об этом говорят выставки инвалидов, концерты, танцы на колясках, смотреть на них снисходительно и косо по меньшей мере наивно. Однако им нужна наша помощь и поддержка, толерантное отношение. Мы все ходим под Богом, сегодня ты чемпион - а завтра жертва теракта. Что тебя ждет? Глухота, слепота, инвалидная коляска - кто знает. Дмитрий и Матвей Шпаро много делают для инвалидов. Например, берут их с собой в Арктику.
- Матвей и я, мы действительно известные путешественники, - признает Дмитрий Шпаро. - Главным образом тем, что получили диплом Книги рекордов Гиннесса за то, что совершили путешествие на Северный полюс. Я - тридцать лет тому назад, в первый раз люди дошли на лыжах до Северного полюса. Матвей два года назад - первое путешествие на лыжах в условиях полярной ночи. Они шли декабрь-январь, когда никаких светил, кроме луны, которую иногда закрывают облака во время плохой погоды, нет. То есть они пользовались в течение тысячи километров - 84 дня, пока они шли по дрейфующим льдам, - налобными фонариками. А в следующее путешествие группы к Северному полюсу, в апреле 2009 года, был уже включен один инвалид. И это, конечно, совершенно необыкновенное событие в Год равных возможностей в Москве, это победа человеческого духа.
У Никиты Богачева слабое зрение, но это не мешает ему с легкостью взбираться на девятиметровую высоту. Ползком по бревнам, бегом по канатам - увлекательные упражнения, которые заставляют поверить в свои силы и хотя бы на мгновение забыть о болезни. В свои 16 лет Никита впервые надел альпинистское снаряжение и сразу испытал массу впечатлений.
- Инвалиды должны жить среди нас, получать такое же образование, работать в тех же организациях, - считает Дмитрий Шпаро. - Для этого мы построили специальные тренажеры. Удовольствие это не дешевое, боялись, что из-за кризиса не будет финансирования такого нужного проекта. В городе существует 280 коррекционных образовательных учреждений, детям из которых подобные тренажеры необходимы. Это плохослышащие и плоховидящие дети, так называемого восьмого вида - отстающие по умственному развитию. Они не могут просто выйти на улицу и по-настоящему порезвиться, проявить себя, быть самостоятельными, как обычные дети. Здесь, в Рузе, пусть только в течение 5 дней, но они учатся преодолевать себя, делать какие-то вещи, которые вчера еще не могли себе представить. Даже здоровый человек не очень понимает, как можно взобраться на высоту телеграфного столба, больше 9 метров, и пройти на этой высоте сложную дистанцию.
Ребята духом и волей сильны, во всем остальном им надо помочь.
Спустившись, они прыгают от радости, пухнут от гордости и визжат от восторга. Они страшно довольны собой и, главное, верят в себя. Добиться подобной веры очень не просто. Именно для этого была сделана площадка. В России она первая, хотя подобные площадки очень популярны и есть практически в каждом городе США. Американцы в отличие от нас думают, как развивать своих детей, как правильно дополнять знания, полученные за партами.
Родоначальником, создателем, архитектором этого комплекса стал Матвей Шпаро. Он придумывает программу, разрабатывает ее вместе с инструкторами, психологами, педагогами. Пока без его чуткого пригляда на тренажерах ничего не происходит - техника безопасности.
- Перейти "Рубикон" - это значит что-то в себе открыть, чего-то достичь, - объяснил Матвей. - Наши тренажеры позволяют создавать программы разной протяженности: от полутора часов до недели. Инвалидами я занимаюсь уже больше 15 лет. Когда мы говорим "инвалид", то представляем сразу себе человека в коляске, но даже у просто хромого человека жизнь совершенно другая, не такая, как у здорового. Его уже в школе обзывали хромоножкой и всячески издевались, это из года в год давит на психику и не проходит бесследно. Плоховидящего будут дразнить очкариком, слабослышащего - глухой тетерей, мы не думаем об этом, а на самом деле нас с вами окружает огромное количество людей с ограниченными возможностями. Поэтому мы старались сделать программу, доступную для всех.
- В основу мы взяли американскую программу и адаптировали ее для России, для тех задач, которые стоят перед нами. Профессиональный строитель-проектировщик, альпинист, сделал все расчеты и помог построить комплекс, так что он абсолютно безопасен.
Столбы и тросы - это лишь видимая часть. За ними стоит огромный труд психологов, педагогов, инструкторов, помогающих людям с ограниченными возможностями преодолеть себя и войти в "Рубикон". Факультет психологии РГСУ уже трудится над разработкой программ для работы на тренажерах Шпаро. Со временем, возможно, эти тренажеры дадут пищу не для одной дипломной, кандидатской, а может, и докторской научной работы. Кстати, по мнению Матвея, нам не хватает американского опыта и в проведении лекций, когда в большую аудиторию приглашается известный политик или звезда и рассказывает о какой-либо социальной проблеме, например, об отношении к инвалидам. Так, он выразил желание прочитать массовую лекцию об Арктике.
Надежное плечо инструктора - поддержка не лишняя. Занимаются с ребятами не только наставники из школ и клуба "Приключение", но и студенты Российского государственного социального университета. В нем готовят уникальных специалистов: социальных педагогов, социальных психологов, инструкторов по адаптированной физической культуре, шахматной педагогике, социальной работе. Более четырехсот социальных технологий по работе с различными категориями населения. С таким сочетанием - психология, социальная медицина и реабилитационные технологии - в России не работает ни один университет, кроме этого. Кстати, среди студентов сегодня более 400 инвалидов, 18 из них участвовали в Паралимпийских играх. Они привезли оттуда две бронзовые медали и восемь четвертых мест. В основном они относятся к категории глухих или слабослышащих. Большая группа студентов является абсолютно, тотально слепыми.
В системе социальной защиты Москвы работают 52 тысячи человек, но только чуть больше половины из них имеют высшее образование. Из этих 52 тысяч 2 тысячи - это студенты РГСУ. Сегодня социальной сфере не хватает научной основы, потребности Рузы в образованных специалистах целиком и полностью удовлетворяет местный филиал РГСУ.
Содержание тренеров, методистов, специалистов обходится дороже, чем содержание самих спортсменов. Само строительство комплекса обошлось почти в 5 миллионов рублей, плюс еще пять на реабилитацию четырехсот инвалидов. Но власти обещают и дальше строить подобные комплексы. Впрочем, в то же время грозятся коммерциализировать социальные услуги и призывают бизнесменов к благотворительности. Уже есть идея запатентовать комплекс тренажеров, на базе вуза открыть предприятие для его выпуска и продавать городам и весям. Кроме того, обязуются готовить специалистов-тренеров, которые смогут на этих тренажерах работать, осталось дело за малым - найти покупателей. Найти желающих вкладывать деньги в инвалидов, несмотря на Год равных возможностей, все равно непросто.
Вечерами, когда все физические препятствия пройдены, студенты занимаются с инвалидами трудотерапией, их образованием, в том числе компьютерным, проводят творческие занятия и конкурсы. Зачастую компьютер и интернет для людей с ограниченными возможностями - единственная связь с миром. Кстати, учат студенты РГСУ компьютерной грамотности и пожилых людей. За 18 лет существования вуза в нем прошли подготовку 111 тысяч социальных специалистов.
К "Рубикону" на инвалидной коляске подъезжает девушка. Наташе Гороховой 31 год, она студентка Московского государственного социального гуманитарного института (МГСГИ), факультет книгоиздания и редактирования, учится на 5-м курсе. Наталья - опытный спортсмен, фехтовальщица. Но одно дело - уколоть противника рапирой на земле, сидя в кресле, а другое - подняться на 5-метровую высоту. Тут как раз главное - помощь друзей. По веревочке бегом-бегом, главное, держаться друг друга и не оставлять товарища одиноко болтающимся на тоненьком канатике...
- Они понимают, когда они должны друг другу помогать и когда они не должны друг другу помогать, - считает Матвей. - Гордость за победу - это очень положительное, как мне кажется, чувство. 5 дней они испытывают положительные эмоции - это дает им большой заряд бодрости и какое-то новое мировосприятие на всю оставшуюся жизнь.
Вот сегодня мы увидели детей, которые, преодолевая препятствия, формировали самые разные качества. А ведь это люди, которые имеют очень серьезные ограничения. Это порок сердца, это сколиоз, слабое зрение, проблемы с почками. Все, кто сегодня работает на полосе препятствий, - люди с задержкой психологического развития.
Как уверяют в лагере, благодаря тренажерному парку ребята всего за несколько дней испытывают ощущения, сравнимые с настоящим походом в горы. Что еще сказать?
"Открытие" - это совершенно уникальное времяпрепровождение, масса эмоций, радость неожиданных физических нагрузок, проверка на дружбу и взаимопомощь, встречи с замечательными людьми. Как ни тяжела дорога наверх, тем приятнее спуск - полет по 80-метровому троллею. Ребята визжат от восторга, говорят, что так страшно, что аж смешно.
Источник: mk.ru