Архив:

Как помочь ребенку с ДЦП

Нам повезло. В самом начале нашего пути мы попали на консультацию специалистов по физиотерапии из США, их советы во многом помогли нам достичь того, чего мы достигли, переоценить возможности нашего малыша. Мы поняли, что есть вещи, с которыми придется смириться, например, моему малышу потребуется в 7-10 раз больше времени, для того чтобы научиться самостоятельно держать ложку, сидеть, ходить. Но мы также поняли, что это НЕ невозможно. Мы бы хотели поделиться рекомендациями, которыми руководствуемся сами, надеемся, они будут полезны другим семьям, столкнувшимся с этим диагнозом…

КОРМЛЕНИЕ

  • Убедитесь, что ребенок сидит прямо. Это облегчит глотание и переваривание пищи - процессы, которые могут быть затруднены.
  • Для того чтобы успокоить ребенка можно пользоваться пустышками, они помогают развивать сосательный рефлекс и мышцы, задействованные при артикуляции.
  • Смотрите ребенку в глаза, разговаривайте с ним, это прекрасный способ укрепить зрение ребенка. Очень важно напоминать ребенку, чтобы он старался держать голову прямо, чтобы укреплять мышцы шеи.
  • Для детей старшего возраста: с помощью жевательной резинки и вязких или хрустящих продуктов можно укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Когда ребенок берет рукой хрустящие зерновые хлопья, он развивает мелкую моторику. Кроме того, такие виды продуктов, как хлопья, учат ребенка необходимости жевать пищу, перед тем как проглотить ее

ИГРА

  • Детей с ДЦП нужно чаще выкладывать на животик, чтобы укрепить мышцы шеи и спины.
  • Детей нужно усаживать для игры, это также способствует развитию равновесия и мышц шеи. Желательно садить ребенка так, чтобы он мог опираться спинкой на подушку или свернутое одеяло, а игрушки раскладывать на полу между ног малыша. Такое положение способствует растягиванию сводящих мышц, которые часто бывают слишком напряжены (поэтому ребенок скрещивает ножки, делает «ножницы»)
  • Легкое покачивание на коленях взрослого или на гимнастическом мяче способствует развитию чувства равновесия. Покачивание ребенка из стороны в сторону, давая ему возможность самостоятельно вернуться в исходное положение, также развивает вестибулярный аппарат.
  • Поощряйте ребенка тянуться левой (правой) рукой за игрушками находящимися справа (слева) соответственно и складывать их в коробку, это очень сложное упражнение для ребенка с ДЦП, но оно производит очень хороший терапевтический эффект.
  • Книги (с текстом или без него) прекрасное средство для развития словарного запаса и зрительных способностей
  • Параллельный монолог, сопровождающий игровую или другую деятельность ребенка (например: «я надеваю на ножку носочек, а теперь ботинок»), развивает коммуникативные способности (диалог, словарный запас и т.д.)
  • Виды деятельности, которые требуют от ребенка речевой активности. Например, для малышей это может быть собирание пирамидки. Побуждайте ребенка просить вас дать ему следующий элемент. Тот же принцип используется с детьми старшего возраста.
  • Зеркала. Малышам нравится видеть свое отражение в зеркале, старшим детям тоже!
  • Очень важно предоставить ребенку возможность испытывать разнообразные сенсорные ощущения, например, прикасаться к различным по текстуре поверхностям руками и ртом.

СОН

  • Такие виды деятельности как укачивание, качание на качелях, легкие подпрыгивания, когда ребенок отталкивается ножками, а вы удерживаете его тело в вертикальном положении, стимулируют развитие, помогают расслабиться, малыши лучше спят.
  • Мобили (музыкальные карусельки) закрепленные над кроваткой стимулируют развитие зрение, давая ребенку объект для концентрации и наблюдения.
  • Классическая музыка также оказывает благотворную стимуляцию мозга ребенка, способствуя развитию эмоциональной сферы и способностей к обучению. Она также может помочь успокоить ребенка, обеспечить хороший сон.
  • Многие дети с ДЦП во время сна непроизвольно скрещивают ножки, поэтому желательно фиксировать положение ног, например, помещая между коленями небольшое одеялко.


И не теряйте веры! Все у вас получится.