Архив:

Автомобили для инвалидов

Лучшее, что можно сделать для людей с ограниченными возможностями - дать им возможность иметь все то, что и абсолютно здоровый человек. В том числе - свободу передвижения. И не только на общественном транспорте, но и личном автомобиле.

Инвалидов в нашей стране специальными автомобилями не баловали как раньше, так и теперь. Самым первым из таких средств передвижения была трехколесная мотоколяска Серпуховского мотоциклетного завода СМЗ С-1Л (1952 - 59 гг.) и ее версия С-3Л (1956 - 58 гг.)

Трехколесная мотоколяска Серпуховского мотоциклетного завода СМЗ С-1Л (1952 – 59 гг.)

Тогда, в 50-е, это было особо актуально: война не пощадила людей, и громадное количество солдат вернулось с фронтов с увечьями. Три колеса, ижевский мотор, тентованный верх и рассчитанный на пять лет эксплуатации срок службы. Потом их нужно было сдать. Ездить на СМЗ было не особо удобно, а ремонтировать ее - и того хуже. Но в СССР их давали бесплатно, хотя очереди за ними выстраивались огромные.

Чуть позже - в 1958 году - появились СЗА. Эту машинку знают все без всякого преувеличения. Помните бессмертную «Операцию «Ы», или Другие приключения Шурика» Леонида Гайдая?

Герой Моргунова без труда разворачивает машинку, и они укатывают всей шайкой. В общем-то, это не рекорд по тяжелой атлетике, ибо мотоколяска весила всего 420 кг. Модификации такой мотоколяски выпускались до 1970-го года, потом завод начал делать угловатую С-3Д.

С-ЗД. Такие были в каждом дворе.

Наверное, почти в каждом дворе была такая, поскольку ее производили на протяжении четверти века (1970 - 96 гг.) За ней и закрепилось название «инвалидка».

В СССР выпускали «Запорожцы» с ручным управлением, на такое же управление переделывали «Москвич-407», даже «Победу». К концу прошлого века к серийному производству вернулся все тот же СеАЗ («автомобильным» завод стал с 1991 года). Он выпускал СеАЗ-11113 с индексами 01-03 - социальную версию «Оки» для инвалидов без одной ноги, без обеих ног, без одной ноги и одной руки. Машины с ручным управление делались и с китайским мотором TJ FAW объемом 1 литр, они выпускались в 2007-2008 гг. Был даже образец «Ока Престиж» с мягким тентом в левой части крыши и поворотным водительским креслом.

В 2000 году на базе данной модификации был показан опытный образец «Ока Престиж» с мягким тентом в левой части крыши и поворотным водительским креслом. Но в январе 2009 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с ее нерентабельностью, с марта СеАЗ распродавал оборудование и остатки автомобилей.

На год текущий тендер на поставку автомобилей «Жигули» для инвалидов в рамках государственной программы выигрывал АВТОВАЗ. К 9 мая ветеранам Великой Отечественной войны он поставил порядка 17 тысяч 388 «семерок». Кстати, были в их числе и машины с ручным управлением. Автомобили Lada 2107 с ручным управлением были изготовлены в трех вариантах. Ставший новой мелкосерийной моделью Lada, автомобиль в специсполнении прошел государственную сертификацию, на все машины сохраняется заводская гарантия - два года или 35 тыс. км.

Lada-2107. Отечественный автомобиль с серийной версией для людей с ограниченными возможностями. Фото dni.ru.

Сейчас те, кто имеет материальные возможности, может оборудовать практически любую машину совмещенным с обычным ручным управлением, есть и образцы техники, и мастерские, которые этим занимаются, правда, преимущественно в больших городах. Но стоит такая доработка в районе 20 тысяч рублей (на иномарки - дороже).

Важно отметить, что новый техрегламент безопасности транспортных средств, вступающий в силу с сентября будущего года, не предусматривает разрешения ездить на машинах с ручным управлением. Похоже, по недогляду. И власти могут еще успеть внести изменения в этот уже принятый документ, предложение такое Минпромторг уже выдвинул.

А КАК У НИХ

Почувствуйте разницу

Зарубежные автопроизводители уделяют больше внимания разработке машин для людей с ограниченными возможностями. И они думают не только о переделке управления на ручное, но и о дополнительном комфорте, позволяющем максимально удобно садиться в кресла.

Mercedes для людей с ограниченными возможностями. Фото «За рулем».

На прошлогоднем автосалоне в Париже Renault показал такую машину. Фото автора.

Все без исключения японские автопроизводители серийно выпускают версии машин для инвалидов. Некоторые - по несколько моделей. Это не считая сторонних фирм, которые предлагают специальное оснащение для людей с ограниченными возможностями. Конструкции встречаются самые разные - от пандусов для вкатывания инвалидной коляски в автомобиль до сложных механических систем, которые достают из багажника коляску и подают ее к водительской двери, пишет belich.ru.

Например, Honda выпускает подобные системы с 1975 года, есть два варианта исполнения органов управления для инвалидных автомобилей Honda. Первый - салон универсала Honda Odyssey c системой Techmatic для страдающих параличом нижних конечностей. По заказу машину можно дооснастить педалью акселератора под левую ногу, рукояткой для вращения рулем одной рукой и расположенным слева подрулевым переключателем указателей поворотов (на стандартных японских машинах он расположен справа - зеркально по отношению к европейским машинам). Еще один вариант - Honda Fit с системой Franz для людей, которые могут работать только ногами, без помощи рук! Например, вращать руль можно перемещением специальной педали вперед и назад. Дилеры готовы подогнать органы управления индивидуально под каждого водителя.

Еще типичный пример - Daihatsu Tanto Welcome Seat для покупателей с ограниченными физическими возможностями - также реально продается в Японии.

Daihatsu Tanto Welcome Seat. Фото naiu.org.ua.

Модель доступна в переднееприводном и полноприводном вариантах и для местных жителей обходится в сумму, эквивалентную 400 тыс. рублей. Особенностями конструкции автомобиля для инвалидов являются полностью выдвигающееся из салона пассажирское сиденье, а также довольно внушительные габариты двери, ширина которой составляет почти полтора метра, а высота - 1,2 метра.

В соседней Украине Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) планирует приступить к выпуску автомобилей, адаптированных для инвалидов на основе комплектующих и технологий китайской Chery Automobile Co. Предполагают выпустить около 100 тысяч машин. Кредит на это в размере до 400 млн долларов сроком на 20 лет их правительство планирует получить в Экспортно-импортном банке Китая. Но это только для Украины.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ