Архив:

Город с ограниченными возможностями

3 декабря мир отмечает Международный день инвалидов. "Известия" решили подвести итоги Года равных возможностей, который был объявлен в Москве в 2009 году. Столица впервые потратила гигантскую сумму в 10,7 млрд рублей на создание так называемой "безбарьерной среды". "Известия" попытались выяснить, удалось ли с помощью этих денег изменить жизнь тысяч инвалидов-колясочников.

Улицы. Чтобы изучить международный опыт, группа столичных парламентариев побывала в Берлине. Депутатов особенно поразили немецкие тротуары - точнее, отсутствие у них бордюров. Решили делать такие и у нас. За год оборудовали свыше 6,9 тысячи сходов-съездов с тротуара. Правда, на немецкие образцы похожи только те, что обустроены в Центральном округе. На окраине попадаются удивительные сооружения: криво поставленные наклонные бетонные плиты. В дождливую погоду они становятся скользкими, а из-за крутого наклона даже пешеходам ходить по ним трудно.

Подземные переходы. Для нужд инвалидов приспособили 39 подземных переходов. Из казны на эти цели выделено 125 млн рублей. Значительная часть средств ушла на четыре перехода, где предусмотрены наклонные подъемники. Сам подъемник стоит 1,5-2 млн, но цена его подключения в разы больше. Об одном из таких агрегатов у метро "Аэропорт" "Известия" писали 8 сентября. Тогда подъемник работал только на бумаге. В среду "Известия" проверили - исправен.

Возле подземных переходов начали устанавливать тактильные поверхности (плиты с рельефом, который можно почувствовать ногами) для слепых. Но, позаботившись о незрячих, забыли о колясочниках: в половине случаев за этими поверхностями стоит гранитная плита. И пандусов, чтоб взобраться на нее, нет. Но инвалиды рады и этому.

- Иногда делают пандусы небрежно, но случается это все реже, а кривизна или легкое неудобство - мелочи, - говорит инвалид-колясочник Валерий Школьников. - Раньше было куда хуже.

Здания. Планировалось, что в этом году для инвалидов приспособят 5,5 тысячи зданий, но план перевыполнили - 6,6 тысячи. Соответствие приспособлений нормативам проверяется комиссией департамента соцзащиты. Без ее визы нельзя принять в эксплуатацию ни одно здание. В теории.

- При замене лифтов нередко устанавливаются аппараты, которые по своим габаритам недоступны инвалидам на колясках, - говорит глава департамента соцзащиты Владимир Петросян. - Сегодня 30% лифтов не приспособлены для инвалидов. Невозможно ни переселять инвалидов, ни рушить шахты в таких домах. В домах, где лифты не соответствуют стандарту, проживают 1200 колясочников. Поэтому было принято решение всем им выдать вторую коляску - прогулочную, шириной 45 см.

По оценке председателя Москомэкспертизы Анатолия Воронина, большинство новостроек к нуждам инвалидов не приспособлены. Яркий пример - открытие торгово-развлекательного центра "Метрополис" на Ленинградском шоссе. Бдительные проверяющие сразу углядели, что наклон у пандусов - 16%. Норма - 10%. А спуск колясочников на улицу выходил прямо под колеса машин. Но это не отменило торжественного открытия шикарной новостройки с участием мэра. Аналогичный случай произошел и с только что открытым на проспекте Мира ТРЦ "Золотой Вавилон" - там нет ни нормальных пандусов, ни поручней, ни должного количества специальных лифтов.

Транспорт. В уходящем году изменилась ситуация с доступностью городского транспорта. Приобрели 181 низкопольный автобус и 58 троллейбусов. В итоге для инвалидов приспособлены порядка 1500 автобусов и троллейбусов. Это всего лишь 50% парка.

- Но если сравнивать с прошлыми годами, работа проделана колоссальная, - говорит член Общественной палаты РФ, инвалид-колясочник Владимир Крупенников. - По городу стало легче передвигаться. Уровень, конечно, не европейский, но там над созданием безбарьерной среды бьются уже несколько десятилетий. А мы только начали.

Екатерина Штукина

Источник: izvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ