Архив:

Красоту никто не отмненял!

В Москве прошёл первый конкурс моды для людей с ограниченными возможностями здоровья

А вот скажите: зачем они, эти модные вещички, тем нашим согражданам, у которых в графе «инвалидность» записан вполне конкретный диагноз? То, что таким людям требуются удобная одежда - понятно. Практичная - согласен. Дешевая - стократ «да». Но модная?!.

До последнего ли писка этой ветреной особы, если подчас целый день уходит на банальный вояж в собес или как там сейчас эти учреждения называются? И где брать средства для своевременного обновления гардероба? Из пособия по инвалидности? Не смешите народ и лучше честно признайтесь, что Первый всероссийский профессиональный конкурс моделей одежды для людей с инвалидностью «Особая мода» проводится для галочки...

На дефиле в коляске

Примерно так думал я, направляясь во Всероссийский выставочный центр на конкурсный показ. Покидал же 75-й павильон ВВЦ спустя несколько часов я с совсем иным настроем.

Нет, конечно, дефиле колясочников, опорников, ампутантов и других по подиуму в блеске софитов под сопутствующие в полном соответствии с законами жанра фотовспышки - зрелище весьма своеобразное. Легким развлечением его уж точно назвать нельзя. Потому-то в зале, наверное, и не наблюдалось ВИПперсон, за исключением обязанных по должности посещать подобные мероприятия государственных чиновников.

Зато от людей с теми самыми ограниченными возможностями в глазах рябило. И достаточно было увидеть, каким радостным блеском горели их глаза, чтобы понять: пресловутая «галочка», если даже ее и имели в виду устроители, поставлена не зря.

В чем тут секрет? Прежде всего, конечно, во внешнем восприятии. Оказывается, такие же, как

я, могут быть по ту сторону светящейся рампы! Они (а значит, и я) - тоже часть праздника!!! Нет, конечно, без умудренных опытом «вешалок» - профессиональных моделей - не обошлось. Во-первых, некоторые компоненты коллекций конструировались авторами, если угодно, для «нормальных» людей (да для тех же сопровождающих). Во-вторых, на все работы демонстраторов-инвалидов элементарно не хватило, хотя среди уверенно передвигавшихся по подиуму волонтеров можно было встретить, к примеру, даже зампреда Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Надежду Лобанову. И как призналась нам Надежда Валентиновна - сама колясочница - впервые в подобном действе в непривычной роли модели ее уговорили участвовать пять лет назад в Тюмени студентки Московской государственной академии дизайна и технологий, и с тех пор она шьет одежду для себя исключительно у них.

«Предчувствие» и «Рандеву мисс Дорстед»

А вот обладательница Гран-при - член Союза дизайнеров России тюменка Алена Дубровина - выступала на конкурсе с целой командой собственных манекенщиц (как инвалидок, так и вполне здоровых девушек, хотя кто из них в сотворенных художником-модельером одеяниях казался всех румяней и белее - это еще большой вопрос). Дубровина, работающая художником-модельером в собственной же фирме, назвала свою коллекцию «Предчувствие». Это была сдобренная музыкальными темами Поля Мориа пряная парижская лирика с развевавшимися шарфами, пышными боа, волнительными горжетками и пикантными парео.

Увы, как поведала «ВМ» победительница, от «Предчувствия» до текстильного конвейера дорога, судя по всему, не в один и не в два шага: - Если честно, эта коллекция не предназначена для промышленного производства. Здесь очень много ручной работы, все вещи индивидуального покроя, а подавляющее большинство материалов натуральные. Так, скроенная специально под инвалидную коляску короткая белая курточка полностью сделана из натурального шелка и 100-процентной шерсти.

Остается только догадываться, сколько нулей значилось бы на этой штучке, окажись она в магазине. Впрочем, оргкомитетом конкурса была предусмотрена отдельная номинация «Промышленная коллекция». Здесь первенствовали наши землячки Ирина Мукачева и Анна Смирнова с заковыристой фантазией на диккенсовскую тему «Рандеву мисс Дорстед».

В полном соответствии с программным названием «Рандеву» оказалось «заточено» в основном под мисс или миссис. Зато «мистерам» представилась возможность оттянуться по полной программе на «Персоне», представленной лучшей в номинации «Комфортная повседневность» Еленой Морозовой тоже из Москвы. Тут царили стильные цилиндры, крупные «тройки», просторные пиджаки и широкие галстуки. Наконец, непревзойденной авторской фантазией жюри признало «Донскую вольницу» Марины Зубовцевой из города Каменск, волей которой на колясках оказались и молодой боец в стильном камуфляже, и удалой казак в современной парадной форме...

А про детей забыли?

Так для чего нужны подобные конкурсы и имеют ли они смысл? Вряд ли можно ответить на этот вопрос лучше президента Академии имиджелогии Елены Петровой: «Надо осознать, что одежда для инвалида - средство реабилитации. Реабилитации как тела - потому что она непосредственно влияет на комфортность, самочувствие, мобильность, так и души: ведь любая одежда - выражение имиджа носящего ее человека. По одежке встречают в том числе и инвалидов, и того, кто одет стильно, мы воспринимаем как более успешного индивидуума».

Что же до вечно сопутствующих подобным мероприятиям разговоров о том, когда лучшие разработки дойдут до прилавка, суждения высказывались самые разные. Так, председатель жюри - директор департамента соцзащиты Минздрава РФ Ольга Самарина - настроена в этом смысле оптимистично, прогнозируя, что всего через год вопросы «почему это только на подиуме, а не в магазине?» сменятся на «почему это продается только в Москве, а не у нас в провинции?» Победившая Алена Дубровина высказывается не столь радужно, считая, что в России отсутствуют серьезные маркетинговые исследования по определению востребованных анатомических параметров и типов фигур. Да и традиционное восприятие этой проблематики в стране, по мнению Дубровиной, оставляет желать лучшего: «Это моя вторая особая коллекция. А первой организаторы фестиваля в одном из крупнейших российских городов перекрыли дорогу к показу - и не из-за слабого дизайна, а из-за требовавшегося дефиле на колясках...» В заключение - еще один маленький штришок со знаком «минус». Из 23 коллекций, представлявших 17 российских регионов, ни одна не включила в себя детскую одежду. И это несмотря на заранее прошедшие в Абакане, Перми, Оренбурге и Йошкар-Оле предварительные региональные конкурсы... Подождем следующего дефиле?

Дмитрий Анохин

Источник: Газета «Вечерняя Москва»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ