Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Инвалидность - не приговор

О проблемах, которые возникают в семье, воспитывающей малыша-инвалида, - разговор с медицинским психологом Натальей Каменевой.

- Под категорию «инвалид детства» подпадают дошкольники с очень широким спектром врожденных и приобретенных в раннем детстве недугов. Это как различные недостатки, сопровождающиеся косметическим дефектом, так и внешне не заметные аномалии. Умственное и психическое развитие таких ребятишек, в сущности, ничем не отличается от развития здоровых сверстников.

- И все-таки отличие есть.

- Вы правы, оно заключается в том, что у малыша формируется так называемая внутренняя картина болезни, то есть складывается определенное отношение к своему недугу. Есть еще и внешняя сторона: как видят и воспринимают болезнь окружающие люди. Естественно, восприятие ребенком своей болезни во многом зависит от атмосферы в семье, от того, как значимый для маленького человека взрослый воспринимает его проблему.

Уже к трем годам малыш начинает осознавать свою «непохожесть» на здоровых сверстников. Таким образом, формирование самосознания и самооценки приобретает специфический характер. Ребенок очень эмоционально переживает свое состояние. Часто повышается уровень тревожности, появляются страхи, неуверенность в себе, агрессивные вспышки. Надо сказать, что здоровые дети, находящиеся в постоянном контакте с детьми-инвалидами, очень быстро привыкают к особенностям их облика и поведения, охотно общаются с ними, проявляя искренний интерес.

Основная же проблема - это негативные установки родителей и родственников, их сконцентрированность на болезни ребенка.

Родители часто чувствуют себя виноватыми перед сыном или дочерью, что не дали полноценного здоровья. Чувство вины может вылиться в чрезмерную озабоченность судьбой ребенка. Испытывая за свое чадо страх, взрослые неосознанно передают его малышу, закрепляя у него чувство неуверенности в себе.

- Как такие установки отражаются на жизни ребенка?

- У него появляется желание изолироваться от сверстников, возникает чувство внутренней опустошенности, неполноценности. Могут случаться агрессивные вспышки как протест против нежелательного поведения взрослых.

Не стоит забывать, что дети черпают в своих близких силы для того, чтобы правильно адаптироваться к болезни. Они переживают из-за многочисленных запретов и ограничений со стороны взрослых. Грубые выходки - естественная реакция на излишнюю озабоченность и жалость.

- А каким вы видите оптимальное поведение родителей?

- Они должны позволять детям быстрее адаптироваться к болезни и найти ресурсы для ее компенсации. Эгоистичная родительская любовь, стремление оградить ребенка-инвалида от трудностей жизни мешают его нормальному развитию.

Такие дети остро нуждаются в любви, но не в любви-жалости, уродующей характер, идущей на поводу, потакающей капризам. Любовь должна учитывать интересы ребенка, стимулировать его активность. Чем более самостоятельным будет такой малыш, тем легче он сумеет преодолевать трудности.

Очень важно, чтобы социальный статус отодвинулся на задний план, а на передний вышел бы обычный - «такой, как все», ребенок, полноценная личность.

- А каково участие в этом детской поликлиники?

- Реабилитации маленьких пациентов мы уделяем серьезное внимание. Раннее выявление патологий, которое стало возможным благодаря распространению программы родовых сертификатов на педиатрическую службу, дает отличную возможность их устранения. В процесс реабилитации включаются физиокомплекс, санаторное лечение. Только в 2009 году трое наших маленьких пациентов сняты с инвалидности и смогут жить полноценно.

Сегодня в областную целевую программу «Развитие образования Курской области» постановлением губернатора внесены изменения. Они касаются финансового обеспечения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. В бюджете региона предусмотрено на это направление 1,17 миллиона рублей. Значит, юные куряне, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные заведения, будут успешно адаптироваться в обществе, получать востребованные на современном рынке труда профессии. Можно быть спокойными за их будущее.

Ольга Глухих

Источник: gi-kursk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ