Архив:

Чиновники против инвалидов

Александр Ломакин-Румянцев

3 декабря планета отмечает Международный день инвалидов.
Хороший повод подумать о том, как живут в России люди с инвалидностью
и что нужно сделать для того, чтобы жизнь их была полноценной

Проблем в жизни российских инвалидов предостаточно. Среди них связанные с правом человека вести полноценную жизнь - проблемы занятости, получения образования, доступности социальных структур и т.д. В разных регионах осуществляются разные программы, призванные снять их остроту. Но, к сожалению, негативных примеров куда больше. У нас часто считают инвалидов людьми второго сорта, ущемляют их права.

Среди острейших проблем - лекарственное обеспечение (здесь порой ситуация складывается так, что люди поставлены на грань жизни или смерти), получение бесплатной медицинской помощи, монетизация льгот по ЖКХ. Я бы хотел остановиться на проблеме признания человека инвалидом, тут поводов для беспокойства предостаточно. Вот лишь два свежих примера. В Оренбургской области 23-летний инвалид с ДЦП учился заочно в юридической академии. После того как он получил диплом о высшем образовании, комиссия медико-социальной экспертизы (МСЭ) сняла с него инвалидность, «поздравив» с получением путевки в жизнь. Теперь молодой дипломированный специалист с ярко выраженными признаками ДЦП пожинает плоды своего стремления к учебе. Он потерял пенсию как единственный источник существования, но на работу устроиться не может. Или другой случай. Комиссии медико-социальной экспертизы нашли, я бы сказал, экзотический повод снятия с детей-инвалидов статуса инвалидности: участие в творческих мероприятиях. В городе Балакове Саратовской области это сделали на том основании, что дети-инвалиды, участвовавшие в фестивалях художественного творчества, «получили полную социальную реабилитацию». Подобные случаи, увы, нередки. Вот почему нам крайне необходим переход на международную классификацию инвалидности.

Другая проблема. Комиссии МСЭ, как явствует из названия, проводят медико-социальную экспертизу. Заниматься реабилитацией - не их функция. Но есть приказ по ФМБА (медико-биологическому агентству, в чьей структуре находятся органы МСЭ), согласно которому для оценки работы в первую очередь используется процент реабилитированных инвалидов. Каким образом МСЭ может их реабилитировать? Только понизив или сняв вообще группу инвалидности. И кого считать реабилитированными? Если человеку дали протез, и он ходит - он реабилитирован? Кроме того, никто не гарантирует ему работы. Все равно у него должен остаться юридический статус инвалида для того, чтобы получить этот протез в следующий раз.

Печально известный 122-й закон, который называют законом о монетизации, внес много изменений в сферу социальной защиты инвалидов. Он, например, исключил статью о государственной системе реабилитации. Государство сейчас не обязано заниматься реабилитацией инвалидов. Что касается механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, который с 1995 года потихоньку начинал работать, 122-й закон ввел норму, сделавшую его неэффективным для трудоустройства. Замечу: в Германии в то же самое время ввели налоговые преференции для тех, кто устраивает рабочие места для инвалидов, а в Японии - квотирование рабочих мест для инвалидов. Вот и получается, что, несмотря на усилия властей некоторых регионов, где пытаются принимать соответствующие программы по занятости, устроиться на работу нашему инвалиду значительно труднее, чем его собрату по несчастью на Западе.

И все-таки позитивные сдвиги в отношении общества к инвалидам отрицать нельзя. С приходом два года назад нового министра Татьяны Голиковой в лучшую сторону изменилась политика Минздрав-соцразвития. Образован Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Президент активно участвует в работе Совета. Одно из его поручений - подготовить к 2010 году ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов, которую Россия подписала. Много внимания этим вопросам уделял и уделяет премьер-министр. Летом нынешнего года состоялась очередная встреча, после которой были даны разного рода поручения - например, рассмотреть вопрос о восстановлении исключенной 122-м законом статьи об автомобиле как техническом средстве реабилитации инвалидов. Все это вселяет надежду на то, что система будет меняться и положение 13 с лишним миллионов российских граждан с инвалидностью улучшится.

Александр Ломакин-Румянцев

Источник: tribuna.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ