Архив:

Могут ли помочь социальные сайты в лечении?

Могут ли помочь людям социальные Интернет-сайты принимать мудрые решения, касающиеся здоровья? Результаты нового исследования, приведённые в журнале Consumer Research, показывают, что это зависит от готовности человека довериться той информации, которую они получают от этих сайтов и готовности принимать решения, исходя из неё.

Использование социальных Интернет-сайтов для получения медицинской информации является спорным. Критики говорят, что сайты могут запутать, дать неверную информацию, или препятствовать тому, чтобы люди обращались за профессиональным советом. Они сомневаются, что пользователи способны принимать серьёзные решения по трудным медицинским вопросам и беспокоятся, что социальные сайты могут нанести тяжёлый вред наивным пользователям, побуждая их к участию в самодиагностике и самолечении.

Авторы Рама К. Джаянти (Cleveland State University) и Джагдип Сингх (Case Western Reserve University) осуществили внимательную проверку части электронных досок объявлений (коммуникативные системы в сети, где можно обсуждать практически любую информацию), посвященных заболеваниям щитовидной железы и их лечению в течение десяти месяцев. На основе случайного выбора они проанализировали 392 различные публикации, содержащие 7825 строк текста. Они стремились определить, могут ли пользователи учиться на этих сайтах, почерпнуть необходимую для них информацию и каким образом обучение помогает им.

В общем, они нашли много плюсов в использовании медицинских советов, получаемых от Интернет-сообщества. «Трехступенчатый процесс размышления, обработки и изучения информации является ключом к эффективному использованию Интернет-сайтов. Ценность Интернет-сообщества заключается в том, что оно облегчает коллективное обучение, преобразовывая повседневный индивидуальный опыт в полезное знание, пригодное к употреблению», - пишут они.

«Мы обнаружили, что Интернет может позволить коллективное обучение для отдельных людей, которые нередко терпят неудачу и колеблются при самостоятельном принятии решения. Путем обмена опытом, участники увеличивают запас полезных знаний, касающихся здоровья. Эти знания превращают беспомощного человека в квалифицированного пациента, который достаточно полно владеет необходимой для лечения информацией, хотя и не может заменить врача, который выписывает лекарства и назначает диеты».

Вместе с тем, ценность Интернет-сообщества зависит от того, как люди реагируют на информацию. «Одной только полезной справки недостаточно, чтобы человек стал компетентным в вопросах здоровья», - пишут авторы, - «Интернет-справка расширяет возможности выбора действий, доступных для человека. Однако выбор конкретного действия, является индивидуальным выбором каждого».

Авторы советуют политикам, чиновникам и специалистам в области здравоохранения более активно участвовать в содействии просвещению Интернет-сообщества с тем, чтобы пользователи могли расширить свои возможности для осознанного принятия решений и повышения качества жизни.

Использованы материалы ScienceDaily.