Архив:

Всё, что нас не убивает, делает только крепче

Есть такое старое выражение: судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Тот, о котором мы хотим сегодня рассказать вам, может быть, и не знает этой присказки. Но почему она никак не выходит у меня из головы, когда я думаю о нем?

...Детство было солнечным и радостным: хорошая, добрая семья, любящие мама и папа, теплый просторный дом, замечательная квартира - в самом центре, на минуточку, рядом с «Маяковкой».

А когда Володе было шесть лет, в его детский сад пришли отобрать детей в «Московскую хоровую капеллу мальчиков», художественным руководителем которой в то время была замечательный педагог Нинель Камбург. Из всех воспитанников детсада взяли только двоих. Один из них - Володя Бузинов.

Из детского сада он перешел в музыкальную школу при Гнесинской консерватории № 122, где помимо школьной программы дети изучали сольфеджио, музлитературу, осваивали инструменты, вокал...

Жизнь маленьких музыкантов была насыщена до предела и расписана по часам. Но мальчик, помимо учебы и творчества, успевал подрабатывать - помогал маме разносить почту, а по вечерам с упоением гонял шайбу.

Тут еще появилась возможность съездить в страны ближнего зарубежья: Азербайджан, Туркмения, Узбекистан...

До сих пор у него перед глазами стоит Самарканд - «неописуемо красивый город, - рассказывает Владимир. - А какое там медресе!» Жизнь била ключом, и казалось, что так - весело, интересно, круто - будет всегда, всегда! Но... творческое детство закончилось, началась беспокойная юность. Музыкальная карьера не прельщала, но и в бизнес или торговлю и другие далекие от творчества сферы тоже уходить не хотелось. Парень пошел учиться в Театральный художественно-технический колледж на рабочего сцены, а заодно мечтал организовать свою музыкальную группу, половина его одноклассников успешно штурмовала музыкальный олимп.

А еще тусовки, неформальные молодежные группировки, свой круг общения, своя субкультура - как иначе, время такое! Молодость, кайф, драйв!

...Ему было двадцать шесть, когда судьба ударила его - наотмашь. Несчастный случай, он получил серьезные ожоги, обожжено было 25 процентов тела. Очнулся в реанимации Склифа, его готовили к операции. Операция длилась 10 часов. Когда парень пришел в себя, врач, улыбаясь, похлопал его по плечу и радостно сообщил - ходить будешь! Врач обманул, ноги абсолютно потеряли чувствительность, и теперь Владимир передвигается только на коляске.

...Где прежние мечты о собственной музгруппе, веселые тусовки и встречи? Ну, правда, как он сам говорит, большинство его друзей, приятелей юности, с которыми общался-тусовался, - их нет уже на свете. Кто от ВИЧ, другие от наркоты загнулись, а кто-то по-глупому, в драке...

Так кому же больше «повезло»? Целый год он провел в больнице, а когда вернулся домой, оказался запертым в квартире. Дом 1937 года, пятый этаж, узкие двери - из комнаты на коляске не выехать, везде порожки. Парня весом 110 кг таскали на руках родители.

А потом умер папа, и все легло на маму.

...Ужасно болела спина, квартира как тюрьма, туалет, ванная - непреодолимая полоса препятствий. От такой жизни взвоешь, Владимир невесело шутит: «Чем занимался? Искал веревку покрепче...» И тут судьба словно просит у него прощения, словно дает ему шанс, не ухватиться за который было бы просто верхом глупости... Общественная работа! Что, кисло звучит? Скучно и казенно? Ну а если нет других слов для ее обозначения, да и разве дело в словах? Общественная работа - это когда ты нужен людям и люди нужны тебе, когда тебя ждут и тебе рады, когда ты что-то значишь в этой жизни - для других, для себя...

Сейчас Владимир Михайлович Бузинов - лидер «Клуба общения молодых инвалидов ЦАО», состоит в Молодежном общественном совете при префекте Центрального административного округа Москвы. И он не просто числится, ему действительно до всего есть дело. Он завсегдатай на конференциях, обсуждениях, диспутах. А недавно увлекся бильярдом и стал членом бильярдного клуба «Седьмая луза», обосновавшегося в Комплексном центре социального обслуживания «Мещанский». Кроме этого, Владимир занимается ездой на спортивной коляске - это совсем не то, что обычная, громоздкая, тяжелая махина, которая с трудом вписывается даже в широкие двери. Он «рассекает» по улицам Москвы на коляске с большими колесами, низенькой спинкой, на ней тренируются мышцы не только рук, но и спины, груди, живота. В свободное время зависает в Интернете, иногда даже удается найти подработку, хотя и не часто.

Это один из самых больных вопросов - ведь живут мама с сыном на инвалидную пенсию и мамину скудную зарплату уборщицы в Министерстве культуры... Но даже с этим можно как-то смириться, жить, а вот попробуйте заниматься общественной работой на коляске, на которой неведомо как нужно спускаться с пятого этажа старого московского дома?! Однажды он не выдержал: «Живу в центре города, а квартира абсолютно не приспособлена к нуждам инвалида-колясочника. На улицу выйти я не могу, мама вынуждена меня таскать на руках. Неужели нельзя ничего сделать?!» Дело было, помнится, на какой-то окружной конференции, в присутствии окружного же руководства. И префект Центрального округа пообещал помочь. Но сколько Владимир уже слышал в своей жизни обещаний!..

Но это тот случай, когда все обещанное действительно было выполнено. Во-первых, семью переселили в такую же квартиру, но на первый этаж, теперь уже до заветной улицы Владимира отделяет лишь один лестничный пролет. Во-вторых, был сделан ремонт в квартире, и не простой, а с перепланировкой - расширены дверные проемы, теперь даже широкая коляска проходит без труда. Ванная комната была увеличена и установлены специальные поручни для удобства пересаживания, сборный поручень и около унитаза. Старые рамы поменяли на новый пластик и т. д.

Прошло около двух лет с момента ремонта, а до сих пор квартира светлая, чистая, как будто только что обои поклеили, покрашен потолок.

По словам Владимира, все, что было обещано, префектура ЦАО, управление социальной защиты Тверского района выполнили. «Мы сами такой ремонт, конечно, сделать не смогли бы, - говорит Владимир, окидывая взглядом стены, - это слишком тяжело и очень дорого».

Мебели в доме минимум, в комнате у Владимира только кровать, компьютерный столик, монитор, а на стене штанга для подтягивания, в соседней комнате диван и у стены подъемник. Говорили, что будет на лестнице стационарный, но пока обходятся этим. «С подъемником намного проще, раньше мы вдвоем еле стаскивали с лестницы, как вспомню...» - и мама, отгоняя горькие воспоминания, качает головой.

Теперь у семьи одна транспортная проблема - у легкой коляски, на которой Владимир тренируется, колеса отваливаются - старенькая она, да и наездил Владимир на ней не одну сотню километров. Нашел он подходящую - компактную, легкую, с колесами от горного велосипеда, и название у нее веселое «Пикник». Но есть в ней один недостаток - цена, стоит она 25 тысяч, и накопить такую сумму никак не удается. Так что пока «Пикник» остается недосягаемой мечтой.

...Судьба играет человеком. Иногда эти игры злые, иногда добрые - уж как кому выпадет. Но ведь и сам человек может многое, очень многое, хотя иной раз даже и не подозревает об этом. И только когда случается беда, несчастье, трагедия, просыпаются в нем и сила, и мужество, и воля...

И в общем, наверное, самое главное в жизни - уметь «держать удар». В том числе и от судьбы...

Источник: Газета «Вечерняя Москва»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ