Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Люди с огр...НЕограниченными возможностями!

Судьба била ирландца Дерека Фаррелла с такой силой, что хватило бы на несколько человек. Будучи успешным высокооплачиваемым менеджером, в 30 лет Дерек остался в буквальном смысле «у разбитого корыта». Безо всяких видимых причин отказали ноги, и он оказался прикованным к койке. Жена ушла. На руках остались четверо маленьких детей. Ни работы, ни здоровья, ни семьи.

Дерек решил бороться за себя и своих детей. Сегодня он так же успешен, как ранее. И еще очень знаменит. Потому что помог не только себе, но и многим несчастным людям избавиться от тяжкого ощущения собственной неполноценности.

Смелые идеи Дерека Фаррела позволили людям с ограниченными возможностями делать то, что каждый день делают миллионы обычных людей. Например, он придумал услугу «мобилити шоп», которая действует в супермаркетах Ирландии. Сначала Дерек договорился с пятью магазинами в Ирландии о создании залов, где можно брать напрокат электрические коляски и скутеры для передвижения по магазину. Человек, которому трудно самостоятельно передвигаться между длинными рядами с товарами, просто катается и спокойно выбирает нужные покупки. Если кто-то не умеет пользоваться скутером или коляской, специально приглашенные волонтеры обучают этому нехитрому искусству. В итоге прибыль супермаркетов выросла на 20%. Уже и в Москве ведутся переговоры с пятью крупными супермаркетами о создании подобного сервиса.

Часто ли вы на улице, в магазине, театре, кино видите человека в инвалидной коляске? Нет. И это понятно - преодолеть полосу препятствий большого города многим людям с ограниченными возможностями практически невозможно. Поход в магазин или поездка в больницу без посторонней помощи превращаются в экстремальное путешествие. Лифт слишком мал, чтобы въехать туда на коляске, отсутствуют пандусы, чтобы подняться и спуститься с тротуара, в метро нет лифтов, а уж об общественном транспорте и говорить не приходится. И это лишь внешняя сторона вопроса, индикатор отношения к людям с ограниченными возможностями в российском обществе. К ним всегда относились как к неудобным, испытывая неловкость при общении. С распадом СССР многие, кто побывал за границей, увидели совсем другую реальность. Например, в столице Австрии Вене все бордюры на улицах скошенной формы, так что по ним легко спускаться и подниматься на коляске. На станциях метрополитена в Испании работают лифты, в кинотеатрах есть места и туалеты для людей с ограниченными возможностями. И так далее.

Действующая с 2001 года программа сотрудничества между Европейским Союзом и Россией по развитию гражданского общества и местных инициатив (IBPP) способствует решению социальных проблем в РФ. Суть её заключается в тесном взаимодействии российских и европейских организаций в различных областях. Целый ряд аспектов программы касается людей с ограниченными возможностями и их активного включения в жизнь общества.

Руководитель программы по поддержке развития гражданского общества в Представительстве Европейской Комиссии в России, Берни Макналли считает, что главное здесь - повлиять на отношения власти и общества: «Это не только проблема инвалидов или пожилых людей, что они не могут подняться по ступенькам, но и родителей, которым сложно с коляской передвигаться по городу. К тому же все мы рано или поздно окажемся в таком положении, что будет трудно подниматься по лестнице. Игнорировать это нельзя». Особенно Берни удивляет подход к строительству новых городских объектов: «На станции метро Маяковская сделали пандус под углом 70 градусов из скользкого мрамора. Только со скейтбордом туда и приходи». Невозможно не согласиться с ней, что инвалиды должны иметь возможность ходить в обычную школу, кинотеатр, больницу, на Красную площадь.

Один из проектов, поддержанных Евросоюзом в России, называется «Доступный транспорт». Здесь российским общественным организациям очень активно помогают ирландцы. Именно они имеют опыт быстрого и эффективного включения инвалидов в активную жизнь. Причина такого опыта простая. Когда Ирландия стала членом ЕС в 1973 году, ситуация с включенностью инвалидов в общество была, мягко выражаясь, далека от благостной. Стране пришлось быстро усовершенствовать социальную систему, чтобы не отставать от других стран - за идентичностью условий для комфортного проживания людей в Европе следят очень строго. Руководитель организации «Контакты-1», российского партнера «Доступного транспорта», Екатерина Ким рассказывает, что в Ирландии была принята программа, которая поддерживает сотрудничество между государством и социальными партнерами. «Поэтому теперь любой дом должен быть возведен так, чтобы люди с ограниченными возможностями могли легко войти в него и подняться на нужный этаж, - продолжает Екатерина, - в любой европейской стране равные права всех граждан - это правда жизни. И инвалид, который хочет работать, может это сделать. Кроме того, всегда есть выбор: можно жить и на попечении государства».

Еще одна из идей бывшего менеджера Дерека Фаррела - «Социальное такси». В Москве такая городская служба создана и работает. Двенадцать автомобилей были специально оборудованы для нужд инвалидов, а водители прошли курс обучения под чутким руководством ирландского тренера Тони Ригана. Не много на многомиллионный город? Главное - начать и продолжить! За время учебы водители многое узнали об «особых клиентах», например, как правильно помочь пересаживаться инвалиду из коляски в автомобиль, чтобы не сорвать спину.

Продолжение эта программа получила в новом проекте, поддержанном Европейской Комиссией, «Гражданские права и равные возможности для молодых людей, имеющих инвалидность». Благодаря ей, 11 молодых инвалидов из российских регионов побывали в Ирландии и познакомились с тем, как решаются проблемы людей с ограниченными возможностями в этой стране. Среди них был и Владимир Рудак из Петрозаводска. В Дублин он приехал с гитарой и собственными песнями. После того как в 20 лет получил серьезную травму - перелом позвоночника, он не отказался от жизни, а начал писать стихи, песни, заниматься спортом. Владимира называют «активным колясочником», потому что он начал бороться за права инвалидов в своем городе. А поездка в Ирландию помогла ему понять, как создать общественную организацию для помощи людям с ограниченными возможностями. Екатерина Ким, которая сама имеет инвалидность, рассказала, что во время поездки они побывали в администрации Дублина, в офисах общественных организаций, прошли тренинги по лидерству, менеджменту НКО, фандрайзингу (привлечение инвестиций в социально значимые проекты), отношениям со СМИ, узнали, как грамотно построить работу общественной организации. И Владимир Рудак все эти полученные знания решил использовать и создал такую общественную организацию в Петрозаводске.

Основная задача программ ЕС - не финансировать разовые акции, а привлекать средства и ресурсы местных властных структур, НКО и население в целом для поддержания хороших гуманных идей. Это удалось сделать и с доступным транспортом, и с равными правами. Как их продолжение, год назад был запущен проект «Молодежный клуб творческой и трудовой интеграции молодых инвалидов «Клуб информационных технологий» при поддержке Комитета общественных связей столицы. Его участники - молодые инвалиды, хорошо владеют компьютерными технологиями и хотят найти достойную работу в этой области, но их статус подчас становится «нежелательным» фактором для работодателя. Задача этого проекта - помочь адаптироваться молодым людям к условиям, по которым живет коммерческий сектор, и сблизить работодателя и соискателя. Уже есть первые результаты. С ребятами занимаются специалисты московских компаний в сфере IT. Как ни странно, кризис здесь стал подспорьем, потому что многие теперь экономят на рабочих местах, а в области высоких технологий можно работать дистанционно, поэтому некоторые инвалиды уже смогли найти себе работу.

Успешные компании в Европе уже давно включили модель работы с вопросами инвалидности в свой бизнес. Концентрируясь на возможностях и не ограничивая свой бизнес физическими границами или границами по принципу инвалидности, компании приобрели гораздо больше талантливых сотрудников, расширили и сделали гораздо более разнообразной клиентскую базу, что приводит к динамичному развитию общества, в котором они оперируют. В последнее время в России наблюдается зарождение такого рода вовлечения бизнеса в сотрудничество по вопросам инвалидности. Например, в Москве такие организации как Ситибанк (Citibank), Клиффорд Чанс (Clifford Chance), КПМГ (KPMG) начали переосмысливать свои отношения с миром инвалидов. Представительство Европейской Комиссии в России особенно заинтересовано в поддержке развивающихся отношений между бизнесом и организациями, представляющими интересы инвалидов, так как бизнес может стать движущей силой позитивных изменений.

24 сентября прошлого года Россией была подписана Конвенция ООН о правах инвалидов. Для ее ратификации требуется выполнение многих пунктов. Специалисты считают, что этот договор носит этический характер и является продолжением всех усилий, предпринятых на этой ниве некоммерческими организациями. Все сообщество, заинтересованное в улучшении жизни инвалидов в Российской Федерации, считает, что это еще один шаг на пути к равным возможностям.

Фото: miloserdie.ru

Источник: trud.ru