Архив:

Инвалидам в Казахстане не нужны деньги?

В Казахстане больше 400 тысяч инвалидов. По данным сайта Минтруда, за шесть месяцев нынешнего года на их нужды выделено больше 3 млрд тенге. Но 1 млрд 720 млн тенге из них так и не были освоены. Деньги есть, однако у чиновников нет желания заниматься этой проблемой.

Казахстанские просторы предназначены, судя по всему, исключительно для людей здоровых. Инвалиды тут лишние. Конечно, на чиновника надейся, а сам не плошай. Увы, это не всегда возможно. Как, к примеру, самостоятельно изменить дороги, входы в здания и прочее?
- Принимая законы, наши чиновники зачастую забывают о том, что в обществе есть люди с ограниченными возможностями, - сетует президент Конфедерации инвалидов Казахстана Иран Омарбеков. - За границей, где бы ты ни остановился, будь то заправка или магазин, для инвалидов все предусмотрено: везде стоят специальные туалеты, всюду можно свободно передвигаться, у нас же ничего этого нет. Если, грубо говоря, приспичило, куда выскочить? Многие инвалиды носят с собой памперсы, подгузники, приходится использовать их в машине.
В МВД Омарбекову пообещали, что разрешат тонировку стекол в спецмашинах. Во времена совдепа, если помните, авто выдавались бесплатно. Но пока люди дождутся каких-то действий от чиновников, им придется годами сидеть в четырех стенах. Вот народ и пытается выкручиваться самостоятельно, переоборудует автомобили под свои недуги. Инвалиды пишут во все инстанции. В Минтруда и соцзащиты населения поясняют: действующее законодательство не предусматривает обеспечения инвалидов легковыми автомобилями. Так называемые "натуральные" льготы, в том числе транспорт, заменены выплатой государственных пособий. Замена, естественно, неполноценная - на нее не то что автомобиль, а велосипед не купишь.
Пандусы - еще одна хроническая головная боль людей в колясках. Они либо очень неудобные, либо вовсе отсутствуют. В Минтруда жалуются: когда департаменты архитектуры рассматривают проекты, мысль об инвалидах как-то не приходит в тамошние головы. А когда инспектор из Минтруда и соцзащиты населения, принимая здание, обнаруживает очередное несоответствие, устраивать реконструкцию уже сложно. Остается давать предписания, рекомендации и прочее. Инвалиды-колясочники, пытающиеся попасть в новое сооружение, так и остаются за порогом. Многие грандиозные проекты, воплощенные в жизнь, ясно дают понять: инвалидам вход воспрещен!
По словам главного эксперта департамента социальной помощи и соцуслуг Минтруда и соцзащиты населения Дарии Масалиевой, организацией транспортного обслуживания должны заниматься местные власти. К 1 июля по республике оборудовано 260 автобусов для людей с ограниченными возможностями (а сколько еще требуется?!). В столице, поведала Масалиева, тоже имеется несколько таких автобусов, да вот беда - остановки для этого не обустроены. Есть, конечно, счастливчики, имеющие собственные авто. Но ведь чтобы заработать на машину, нужно чем-то заниматься. Это подразумевает, как минимум, ежеутреннее путешествие с препятствиями на каждом шагу. Замкнутый круг.
Из официального ответа Минтруда: ":согласно закону РК "О социальной защите инвалидов" к компетенции местных исполнительных органов относится: обеспечение при проектировании и строительстве доступа инвалидов к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям и застройке населенных пунктов; создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям, свободной ориентации и передвижения в аэропортах, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, автостанциях, морских и речных портах:". А теперь, как говорится, найдите десять отличий теории от практики.
Еще одно благое бумажное начинание - в Астане, по данным Минтруда, реализован проект "Социальное такси", подразумевающий перевозку инвалидов к учреждениям здравоохранения, образования и местам проведения культурно-массовых мероприятий. Однако в нескольких службах такси, где я поинтересовалась о существовании подобного блага, ответом мне стало явное недоумение: для тамошних операторов эта новость была явно неожиданной. Видимо, мало кто горит желанием хлопотать о проблемных клиентах.
В прошлом году мне довелось пообщаться с биологом-англичанином, который объехал полмира в инвалидном кресле. Цивилизованный мир давно принял как само собой разумеющееся: не у всех людей есть слух, зрение и умение ходить. И властям к этому нужно быть готовыми. Мои соотечественники смотрели на иностранца со смешанным чувством восхищения и жалости. Второе, кажется, его удивляло - за что жалеть?..
Трудности инвалидов обсуждаются нашими чиновниками с завидным постоянством - зачитываются мрачные отчеты о бездействии власть имущих и блестящие планы на ближайшее будущее. Реальность за прожектами не поспевает. Конечно, какие-то попытки эпизодически предпринимаются, но заклеить ими проблемные дыры никак не выходит - на это требуется слишком много усилий. Но к систематической, без шума и кампанейщины, работе наши чиновники не привычны.
Кстати, людей в колясках на улицах в последние годы я вижу редко. Хотя нет, одна промышляющая псевдокалека встречается в районе рынка. Остальные, действительно больные, уныло сидят в своих квартирах. То ли надеются на лучшее, то ли просто ждут смерти. Вряд ли кто-то заметит разницу.

Наталья Терентьева, Астана

Источник: express-k.kz

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ