Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Соцкарта бита козырем власти

Красноярские льготники недовольны тем, что власть изменила правила проезда в общественном транспорте не в их пользу

С первого ноября правительство края обязало льготников, пользующихся электронной проездной картой, попытаться уложиться в месячный лимит в 26 поездок. Зато теперь за 56 поездок в красноярских маршрутках надо будет доплачивать 110 рублей, а за 100 - 410. Пенсионеры взяли в руки калькулятор, пытаясь определить, во что же им обойдётся эта самая льгота.

Проект "Единая социальная карта льготника" был запущен 21 апреля 2008 года. Его смысл в том, что за 110 рублей, выдаваемых из бюджета, льготник покупает электронную карту вроде абонемента, по которой сможет проезжать в общественном транспорте. Под проект попала 31 категория граждан. Среди них - работающие пенсионеры, доноры, ветераны труда, участники Великой Отечественной войны, инвалиды всех групп.

Его реализация началась с Красноярска, Ачинска и Железногорска. В 2009-м были добавлены города Норильск, Зеленогорск, Канск, Лесосибирск, Сосновоборск, районы Берёзовский, Манский, Емельяновский и Сухобузимский - всего 13 территорий. Проект планируют расширять и дальше. Уже в 2010 году к нему примкнут Минусинск и Шарыпово.

В настоящее время в нём участвует более 50 предприятий-перевозчиков, более 2,5 тысячи единиц транспорта, которые охватывают практически все маршруты в Красноярске, Ачинске, Железногорске, Норильске, Зеленогорске, Лесосибирске и порядка 40 процентов маршрутов - в Канске. Задействовано 140 почтовых отделений, а также отделения и банкоматы Сберегательного банка, изготовлено 239 000 социальных карт, их хватает на 64 процента численности всех льготников края.

Всё бы было здорово, да просчитались с финансовым обеспечением. Планировали, что среднемесячное количество поездок составит 26 штук. Думали, что льготники у нас в основном по домам сидят и путешествовать особо не будут. Но активности наших пенсионеров позавидуют и молодые. К тому же некоторые карты попали внукам-студентам, ежедневно отправляющимся на учёбу. И бухгалтеры схватились за голову: среднемесячное количество поездок стало расти. Этой осенью оно достигло 45 штук, на что бюджет явно не был рассчитан.

Летом министр транспорта и связи Александр Ядов и министр социальной политики Галина Пашинова собрали пресс-конференцию, на которой воззвали к совести граждан, просили не передавать никому свои карты и обещали провести разъяснительную работу с кондукторами. Но не получилось.

В итоге с ноября решили изменить правила игры. Новая система предлагает льготнику самому запланировать количество предполагаемых поездок на весь месяц и доплатить в случае, если они превысят лимит в 26 штук, на которые предоставляет деньги региональный бюджет.

Для всех жителей края, кроме Норильска, 36 поездок обойдутся на 55 рублей дороже, 46 - на 110 рублей, 56 - на 155, 100 поездок станут дороже на 410 рублей. Если же вы планируете совершить свыше ста поездок, то необходимо будет доплатить 520 рублей.

Тарифы для норильчан в связи с большей себестоимостью ещё выше: 26 поездок - 110 рублей (их выделяет бюджет), 36 - 220 рублей, 46 - 330 рублей, 56 - 440 рублей, 100 - 925 рублей, свыше 100 - 1145 рублей. Изменения не распространяются на пригородный транспорт. Кроме того, льготник имеет возможность продлить карту сразу на три месяца под разным набором запланированных поездок. К примеру, 26-26-26 или 26-56-100. Количество оставшихся поездок будет высвечиваться на считываемом приборе. Более того, узнать об остатке (до чего додумались!) можно будет при помощи sms-сообщений, набрав номер своей карты. Так что и эту премудрость нашим неунывающим бабушкам придётся освоить!

Об этом в частности заявили на пресс-конференции на прошлой неделе заместитель министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Александр Климин и директор "Красноярскавтотранса" Марат Саитов.

- На изменения нас подтолкнули злоупотребления самих льготников, которые передавали свои карты вторым лицам, - рассказал Александр Климин. - Когда мы запускали проект, то закладывали 26 поездок на одну социальную карту. Эта цифра не была случайна, она выверена отчётами о передвижении льготников в общественном транспорте. Но в результате как злоупотреблений льготников, передававших карты, так и нерадивости кондукторов, не проверявших эти карты при оплате, эта цифра в июне достигла 40 штук, а в сентябре 45. В результате возмещение расходов перевозчикам в 2009 году по проекту "Единая социальная карта" составит более 1028 миллионов рублей вместо запланированных 850 миллионов рублей. То есть краевой бюджет потерял более 180 миллионов рублей. Это очень большие деньги, на которые можно было бы построить сельскую школу или несколько детских садов.

- Новая система предполагает тарифный план на поездки, - говорит Марат Саитов. - Каждый из льготников, придя на почту, может ознакомиться с ним. Вот, к примеру, тариф на 100 поездок в Красноярске. Он предусматривает плату 520 рублей. Если отнимем 110 рублей, которые выдаёт бюджет, получим 410. Разделим на сто, получим 4 рубля - чем не льготный проезд? Кроме того, сейчас мы решаем вопрос о переносе поездок на следующие месяцы, если льготник не все их использует в текущем месяце. К 1 декабря мы проинформируем население об этой возможности. Будьте уверены, недоиспользуемые поездки не пропадут. По всем вопросам льготники могут позвонить по телефону горячей линии, он бесплатен для звонков: 8-800-333-05-50.

Таким образом, внедряемые изменения подтвердили не столько бессилие в контроле за исполнением проекта краевого уровня, сколько ошибки в расчётах. Признаться в этом никто не решился, сославшись на граждан: мол, сами виноваты, сами злоупотребляли. Однако новая система отнюдь не искоренит злоупотребления. Кондукторы как не проверяли карты, так и не будут проверять, а льготники как передавали своё право бесплатного проезда родным и близким, так и будут передавать. Да и сколько злоупотреблений было? На этот вопрос ни Марат Саитов, ни Александр Климин ответить не смогли. А 26 поездок - это всё равно что 13 - путь туда и обратно. Для работающих пенсионеров этого явно недостаточно.

Сергей Вахрушин

Фото: Валерий Заболотский Илья Наймушин

Источник: krasrab.com