Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Жизнь и житие Николая Островского

За стеклом витрины лежит небольшая книга. На скромном голубом переплете выведено черными буквами: «Как закалялась сталь. Николай Островский». Известный роман много раз переиздавался, почему же этот экземпляр стал музейным экспонатом? Смотрю на выходные данные: Ленинград, 1942 г. Эта книга была издана в блокадном Ленинграде, формат как раз по размеру кармана солдатской шинели. Прикованный к постели, страдающий нестерпимой болью Островский смог написать о любви и героизме, о вере в преодоление. И книга многих вернула к жизни.

- Человек из неполных 33 лет, которые он прожил, 9 был прикован к постели, слепой. Но он - глава семьи, всем первый советчик, и все его признают безусловным авторитетом, - говорит Наталья Фатигарова, ученый секретарь Государственного музея - гуманитарного центра «Преодоление» им. Н. А. Островского. - Я пришла сюда работать 20 лет назад и открыла для себя совершенно другого Островского.

Вслед за Натальей Васильевной корреспондент «Вечерки» тоже узнала «нешкольного» Островского.

Не помня о боли

Двери в жилые комнаты Николая Островского широко распахнуты, но внутрь посетителей не пускают. Можно смотреть, стоя на пороге. Может быть, поэтому кажется, что там еще хранится какаято особая атмосфера жизни писателя.

Ночник над кроватью закрыт красной тканью. У ослепшего Островского от яркого света болели глаза. Несколько электрических обогревателей в разных концах комнаты. Телефонная трубка закреплена на ковре над изголовьем, чтобы он мог говорить по телефону. В углу висит карта. Писатель следил за событиями в Испании, и родные отмечали для него флажками продвижения войск.

15 декабря 1935 г. семья Островских переезжает в эту квартиру на Тверской, 14. Николай Алексеевич сразу же просит познакомить его с расположением комнат и вещей в доме. Чтобы он мог попросить любого человека, находившегося рядом с ним, принести нужную вещь, не напрягая лишний раз близких.

На многих фотографиях секретарь печатает на машинке около кровати Островского.

- На самом деле записывали от руки, - разубеждает меня Наталья Васильевна. - У него были сильные головные боли, и малейший стук доставлял ему дискомфорт. Перепечатывали уже в комнате секретаря. Потом зачитывали Островскому получившийся текст. Сочинял он бессонными ночами, а днем диктовал как по написанному. Снимки, где рядом с ним печатная машинка, были сделаны по его просьбе - так он хотел показать, что он работает.

170-й в очереди за книгой

В комнатах почти нет личных вещей (Островский получил квартиру от государства меблированной) - разве что подаренное жене пианино и сделанный на заказ книжный шкаф. Книги в течение всей жизни были самой большой его страстью.

В 6 лет Николай уже читал. А в 10 у него была своя библиотека из 200 наименований журналов и книг. В то время его семья жила в Шепетовке. Это была крупная железнодорожная станция, и мальчик пошел работать кубовщиком в привокзальный буфет. Он должен был поддерживать температуру в огромном кубе с кипятком: принести воду, дрова, растопить печку. В Шепетовке поезда стояли долго. Мальчик Коля бегал и выпрашивал книги у офицеров и солдат, отправлявшихся на фронт.

- В Гражданскую войну ему было 15, - рассказывает Наталья Васильевна. - В 1919 году ему не было необходимости идти на фронт. Сам фронт перекатывался через Шепетовку. Если бы Николай не знал изнутри событий Гражданской войны, он не смог бы так достоверно написать роман и создать образ Павла Корчагина.

С 18 лет он - тяжело больной человек. И перед Островским встала проблема, чем заниматься дальше. Подсказали друзья. Все знали, какой он был замечательный рассказчик, и предложили попробовать писать.

Сначала Островский пытался пользоваться трафаретом. В музее хранится картонка с прорезными строчками.

- Строчку держит, но рука уже слабеет... И тогда у него появляется первый добровольный секретарь - соседка по квартире Галя Алексеева, - объясняет ученый секретарь. - Значительная часть романа «Как закалялась сталь» написана под диктовку ее рукой.

В апреле 1932 г. журнал «Молодая гвардия» начал публиковать тогда еще никому не известного Островского. Осенью того же года первая часть романа выходит отдельной книгой. Молодая веточка и штык, который защищает пробивающийся росток, - оттиск на обложке. Островский смог почувствовать рисунок пальцами. Известно, что в библиотеках за книжкой выстраивались очереди. Кто-то был даже записан под номером 170.

Музей на передовой

Музей Островского открылся 21 октября 1940 г., за полгода до начала Великой Отечественной войны. Первым директором была вдова писателя, Раиса Порфирьевна Островская.

Во время войны музей закрыли до 1944 г. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что многие люди проездом с фронта, приходили на Тверскую, 14, и просили открыть квартиру и показать, как жил Островский. «Простояла долго, но никого не было...» - письмо подписано «партизанка Лена».

Вернувшись в Москву в 1942-м из эвакуации, Раиса Порфирьевна вместе с Диной Соколовой, научным сотрудником, организовала выездной музей.

- Уже после смерти писателя оказалось, что Островский и его герой Павка Корчагин воевали в первых рядах, - говорит Наталья Васильевна. И тут же объясняет. - В вещмешках, где рассчитывались каждый грамм веса и сантиметр площади, уносили «Как закалялась сталь» Островского. На этом романе было воспитано целое поколение, победившее фашизм.

- Война - не всегда победа, она может привести и к инвалидности, - продолжает Наталья Фатигарова. - Поэтому у музея, который сначала создавался как обычный литературный, появилась другая часть экспозиции. И сейчас, в Год равных возможностей, на это стоит обратить особое внимание.

«За Зину Туснолобову!»

Другая часть экспозиции музея называется «Преодоление». Она о людях, которые, столкнувшись с сильным недугом, подобно Островскому, нашли свое место в жизни.

- Про эту женщину я всегда рассказываю, - мы с Натальей Васильевной остановились около одного стенда зала «Преодоление». С черно-белой фотографии смотрит на нас красивая молодая женщина - Зина Туснолобова-Марченко.

Во время войны санитарка Зина вынесла с поля боя 128 раненых. В феврале 1943 г. она закрыла своим телом раненого командира, была сама ранена в обе ноги и потеряла сознание. Посчитав мертвой, ее оставили на поле боя. Только через двое суток ее, вмерзшую в снег, нашли наши разведчики. Врачи спасли ей жизнь. Но какой ценой! В 23 года она осталась без рук и без ног. Соколов, лечащий врач, боялся, что не удержит ее на грани рассудка, и дал девушке роман «Как закалялась сталь». За одну ночь, лежа на животе и перелистывая страницы языком, она прочла книгу...

Комсомольцы завода «Уралмаш», которые шествовали над госпиталем, узнав о судьбе Зины, выпустили во внеурочное время 5 танков, на башнях которых было написано: «За Зину Туснолобову!» Когда танки были готовы, Зину доставили на носилках в цех, и она выступила с призывом «отмстить за ее поруганную молодость».

А дальше случилось обыкновенное чудо. Она вышла замуж за человека, которого любила до войны, родила и вырастила двоих детей, работала на радио. Ей сделали операцию по расщеплению лучевой кости левой руки, на правую руку и на обе ноги поставили протезы. Она так овладела своими израненными руками, что могла штопать детям носки и вести хозяйство.

- В музее мы работаем с инвалидами по-особенному: говорим не об их болезнях, а об их достижениях, делаем их примером подражания для других. В этом мы следуем за самим Николаем Алексеевичем Островским. К нему в гости приходили разные люди: от первых Героев Советского Союза, известных артистов до простых людей.

Практически все вспоминают, как было страшно идти. Что греха таить, есть своеобразный порог, когда общаешься с инвалидом. Но уже через несколько минут эти люди забывали, что находятся рядом с тяжело больным человеком. Он умел впитывать в себя события их жизни. Так и мы стараемся, чтобы у нас инвалиды забыли о своем недуге.

Кстати

В Музее Николая Островского проводят художественные выставки, посвященные творчеству инвалидов: «Через преодоление к творчеству» (1-2 раза в год), «Душа, открытая миру» (5-6 раз в год). На музыкальных концертах инвалиды выступают как в роли зрителей, так и участников.
Для детей с ограниченными возможностями и детей из многодетных семей музей организует обучающие мастер-классы.

Марина Гладкова

Источник: Газета «Вечерняя Москва»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ