Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

На пути от интеграции к инклюзии

«Интегративное» образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательной школе или типовом детском саду. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса.

«Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Следует отметить, что определения «инклюзии» часто бывают достаточно расплывчаты, например:

  • процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся («Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех»).
  • процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии (http://www.russika.ru).
  • это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
  • возможность для всех учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни (http://www.perspektiva-inva.ru).

На наш взгляд, данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс требующий индивидуального подхода к каждой конкретной группе учеников. Процесс ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

Учитель массового класса или воспитатель инклюзивной группы является «главным» специалистом по отношению к ребёнку с особенностями. «Цель такой (инклюзивной) школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества [Ярская-Смирнова, Наберушкина, 2004.С.179].

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта [Выготский Л.С. 1983, с. 39-49].

Британский исследователь инклюзивного образования Тони Бут считает, что «интеграция и включение являются двумя фазами одного процесса, когда сначала обеспечивается просто присутствие, а затем полное включение в образовательную систему» [Booth,1995.P.102].

Сопоставить понятия «интеграция» и «инклюзия» можно в следующей таблице:

Интеграция

- Внимание направлено на проблемы «особых» детей
- Необходимое требование - изменение субъекта (ребенка с проблемами)
- Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями
- Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка
- Возможно использование специальных методов обучения и терапия
- Ассимиляция

Инклюзия

- Внимание направлено на всех детей детского сада, школы
- Изменяются детский сад, школа
- Преимущества получают все дети
- Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса
- Качественное обучение и воспитание всех детей - учеников школы
- Трансформация

В 1996 году детский сад № 1465 открылся как дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида. В нем было 4 группы: массовая, ОНР, 2 группы сложной структуры дефекта. С 1996 года на базе детского сада стала работать Городская экспериментальная площадка «Интеграция детей с генетическими нарушениями (в том числе с синдромом Дауна) в группы здоровых сверстников».

С 2000 года в детском саду работает сетевая ГЭП «Внедрение современных психолого-педагогических методов в работу интегративного образовательного учреждения, построение образовательной вертикали: детский сад- психолого-педагогический центр- общеобразовательная школа». Выпускники детского сада, в том числе и дети с синдромом Дауна, были приняты в общеобразовательную школу № 142.

За 12 лет работы детского сада нам стало очевидно, что в услугах по развивающему обучению, психопрофилактике и психотерапии, оптимизирующих психическое развитие детей, заинтересованы родители не только проблемных, но и обычно развивающихся детей. Наибольший интерес вызывают у родителей методы оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности как активность, инициатива и самостоятельность. Совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормы оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других.

Опыт, который до сих пор осуществлялся в саду, до недавнего времени мы называли опытом интеграции. И вот появился новый термин - инклюзия. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что они соответствуют нашим принципам. То, что мы провозглашали и реализовывали в своей работе, в организации детского сада в большей степени соответствует идеям включающего образования.

Замена слова «интегративный» на «инклюзивный» отражает как изменение в понимании этого процесса, так и достижение некоторого иного уровня, при котором дети не только объединены в единое целое (от " to integrate" - объединять в единое целое), но и включены в социум, являются полноправной его частью ("to include" - содержать, включать, иметь в своём составе).

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к постепенному пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям в интегративных классах важен каждому ребенку, а не только детям с особыми образовательными потребностями, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для учителя массовой школы в отношении к ученикам с нормативным развитием, а с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии - включения «особых» детей в классы общеобразовательных школ и группы детских садов и совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями.

Процесс этот очень сложный и требует комплексной работы на всех уровнях общества. Поскольку в результате этого процесса должна измениться система образования, а не дети адаптироваться к имеющимся образовательным программам. Чтобы решить эту задачу общество должно включиться в социальное проектирование новых форм организации образовательного пространства: должны быть созданы законы, спроектированы образовательные учреждения доступные для детей с ОВЗ, разработаны новые программы и методики, организованы совместные формы работы семьи и образовательных учреждений и т.д.

Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России - это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер компл

ксного характера. Причины медленного распространения инклюзивного опыта - и в отсутствии Закона о специальном образовании, и в проведенной административной реформе, в результате которой отдел специального образования Министерства образования РФ был реорганизован, и соответственно, в настоящее время просто отсутствует та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития в России интегрированного образования как института.

В результате возникает «парадоксальная, но в целом вполне типичная для переходных периодов ситуация, которая характеризуется возникновением разрыва между законами, декларирующими права ребенка с отклонениями в здоровье на развитие, образование, социальную инклюзию и фактическим отсутствием механизмов его реализации» [Зайцев Д.В., 2004, с.21].

В то же время пример созданных инклюзивных образовательных учреждений (ГОУ детский сад № 1465, № 281, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом», СОШ № 1321 «Ковчег», СОШ № 142, школы индивидуального обучения) показывает, что идею инклюзии можно воплощать и в сложившихся условиях, без законодательной поддержки и финансового регулирования. Особенно успешно инклюзия проходит в тех садах и школах, где идея инклюзии становится действительно профессиональной и культурной ценностью всего педагогического и родительского сообщества образовательного учреждения.

В настоящее время в детском саду № 1465 создается и реализуется модель инклюзивного образовательного учреждения, включающая целую систему служб, таких как инклюзивные группы, Консультативный пункт, Лекотека, Служба ранней помощи, группа развития «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей от 0 до 7 лет.

Вся жизнь детского сада строится по принципу командной работы, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей на занятиях или в свободной игре, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы. Важным условием работы является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален.

В инклюзивном детском саду проводят свои занятия психологи, логопеды, дефектологи, арт-терапевт, кинезиотерапевт и другие специалисты. Для успешного достижения результатов в детском саду важно создавать специальные условия развивающей среды с учетом методических разработок, методов работы, адаптированных для инклюзивного учреждения. Обобщая свой опыт, они представляют новые современные технологии коррекционно-развивающей деятельности.

Таким образом, для развития инклюзивного образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов. Организация профессиональных контактов учителей общих, специальных и инклюзивных школ, проведение совместных конференций, тренингов и исследований могут принести огромную пользу.

В нашей цивилизации все больше людей предпочитают заниматься «наблюдательным спортом», посещая спортивные соревнования в качестве зрителей, а не упражнять свое собственное физическое тело. То же верно и в отношении социальных норм. Люди ходят в кино, театры, читают газеты и журналы ради получения опыта поведения, выходящего за рамки обыкновенного. Позиция людей, работающих в инклюзивном образовательном пространстве иная. Это люди, на собственном опыте познающие наш непредсказуемый мир, не боящиеся столкнуться с любыми сложностями и трудноразрешимыми проблемами, каждый день творящие наш мир и преобразующие его своей активностью.

Фактически проблема передачи наших знаний и рассуждений об инклюзии тем, кого мы хотели бы подтолкнуть в «правильном» направлении, сама является инклюзивной проблемой.

Мы не находимся вне системы, мы всегда неизбежно являемся ее частью.

Именно здесь таятся чары и ужасы инклюзии: идеи ее необратимо становятся частью нашей собственной социальной системы.

Мы живем в мире, отличающемся от мира животных, для которого инклюзивные идеи не являются ни наваждением, ни благословением. Для нас же являются.
Мы верим, что в этих идеях есть большая польза, и наша большая инклюзивная потребность состоит в распространении этих идей по мере их развития и по мере того, как они развиваются в процессе своего распространения.

Если эта оценка верна, тогда идеи инклюзии, содержащиеся в наших планах, важнее самих этих планов.

Прочухаева М.М., заведующая ГОУ детский сад № 1465

Материалы предоставила руководитель лекотеки ГОУ № 1708 г. Москвы Панкратова Мария Владимировна

Источник: sakhalife.ru