Архив:

Я бы в дворники пошел, но хочу в лицей

Выпускники областной школы-интерната для неслышащих и слабослышащих детей в Пришахтинске (г. Караганда), проучившись 12 лет и получив не аттестат, а лишь свидетельство о неполном среднем образовании, ежегодно сталкиваются с проблемой: куда пойти учиться с таким документом на руках? И в этом году 11 ребят загодя до выпускного стали искать в городе подходящий колледж, и лишь один - предложил открыть спецгруппу для детей с нарушением слуха по специальности "Информационные технологии".

Воодушевленные вчерашние школьники все лето готовились к сдаче экзаменов, тем более что преподаватели интерната согласились вести в колледже общеобразовательные предметы, но в августе выяснилось, что у коммерческого учебного заведения нет лицензии.

Конституция не для всех?

Галина Фрундина, которая вместе с другими родителями несколько месяцев отвоевывала для своего ребенка место под солнцем, поделилась, что ее сын Виктор - мастер спорта по плаванию и ему, если он свяжет свою дальнейшую жизнь с тренерской работой, аттестат необходим.

В сентябре в управлении образования неприкаянным ученикам предложили поступить в государственные учебные учреждения - профлицеи №№12 и 15. Желание учиться изъявили только два мальчика и три девочки. И дело не в том, что детям не понравились рабочие специальности - такие, как токарь или повар-кондитер, просто их родители не нашли возможности оплачивать услуги сурдопереводчика. Согласно постановлению Правительства социальные услуги специалиста жестового языка предоставляются инвалиду по слуху не более чем на 30 часов в год. Сверх этого времени оплачивает сам инвалид. Но по какой цене? По тому же закону за час труда специалист должен получать 15% от размера минимальной заработной платы. Согласитесь, далеко не всякий родитель может позволить своему чаду такое дорогое обучение. А если учесть, что дети в лицее будут получать в том числе и полное среднее образование, которое не дают в школе, то вообще выходит несправедливость. Как же в таком случае статья 30 Конституции РК?

Как скажут "наверху"

В единственной в Карагандинской области школе-интернате для глухих и слабослышащих детей сегодня учатся 204 ребенка, 120 из которых иногородние. Воспитанники интерната свои "девять" классов оканчивают в 20 лет, тогда как их не ограниченные в возможностях сверстники уже в 17 лет поступают в институты. Тем временем педагоги ссылаются на нормативные документы, где написано, что дети с нарушением слуха имеют право на получение среднего образования, в том числе и в общеобразовательных школах, колледжах и лицеях, и ждут указания "сверху" об организации вечерней школы на базе интерната. По их мнению, открыть ее можно, но лишь при наборе учеников. В этом году из 19 выпускников собрались в десятый класс только четверо. В следующем - выпускается 16 ребят, и вряд ли будет больше желающих остаться в стенах учреждения. Открытие вечерней школы - это дополнительная нагрузка на учителей, новая материально-техническая база. А пока в школе нет ни казахстанских программ, ни учебников специального образца даже на основное среднее образование.

Педагоги полагают, что возникшую проблему можно решить, предоставив каждому пожелавшему обучаться ребенку больше часов сурдоперевода. Помимо общего среднего образования детям все-таки нужна специальность, а ее можно получить только лицеях, колледжах и вузах.

Шагаем в театр - а школа подождет

Специалист управления координации занятости и социальных программ Карагандинской области Ольга Югай считает, что вносить поправки в закон нужно, но на это уйдет не один год.

  • Участвуя во встречах с общественными организациями, которые занимаются защитой интересов людей с ограничением по слуху, мы не первый год слышим от родителей детей, что их чада после окончания школы-интерната не могут поступить ни в средние специальные, ни в высшие учебные учреждения.

В городе имеется несколько колледжей и лицеев, которые готовы принять детей, но с условием того, чтобы вчерашним школьникам на занятия был предоставлен специалист жестового языка. В настоящее время по законодательству мы предоставляем его, согласно индивидуальной программе реабилитации, лишь на 30 часов в год, и основная его задача состоит в сопровождении инвалида: на предприятия бытового обслуживания, объекты спорта и культуры, в медицинские и административные учреждения. Закон не предусматривает оказания такой услуги при обучении детей. В этом случае сурдопереводчик требуется ученику каждый день, и 30 часов ему, конечно, не хватит.

Мы готовы обращаться в Министерство труда и социальной защиты населения с предложением о внесении поправки в законодательство. Но пока они будут приняты (если будут, так как это большие материальные затраты. - О.Ю.), пройдет не один месяц, а может, и год. К тому же для их обоснования нужны расчеты по всем областям республики, а не только по нашему региону. А детям нужно учиться уже сейчас...

Начальник отдела профтехобразования управления образования Карагандинской области Ильдар Абишев заверил, что вопрос обучения детей-инвалидов по слуху не оставлен без внимания их ведомством и он обязательно будет решен, если не на местном, то на уровне министерства.

  • За год обучения одному ребенку требуется 1700 часов сурдоперевода, за три - более 4 тысяч. При таком раскладе без штатной единицы сурдопереводчика в учебном учреждении не обойтись, и мы обязательно рекомендуем это учесть при планировании бюджета на следующий год. А пока попросили родителей поискать выход самим...

Лиха беда начало

...Сегодня Виктор и Руслан учатся в ПЛ № 15 на свой страх и риск. Руслан слабослышащий и помогает неслышащему другу осваивать программу общего среднего образования. Кстати, мальчик ежедневно ездит на занятия из Шахтинска, так велико у него желание учиться. Карагандинский филиал ОО "Казахское общество глухих" принял участие в судьбе этих мальчишек, предоставив им до конца 2009 года бесплатного сурдопереводчика. Но кто поможет им потом?

Еще с большей неуверенностью смотрит в будущее Анна Сайтарлы, две дочери которой пришли в ПЛ № 12. Свои 30 часов девочки израсходовали еще до поступления, и мама договорилась с директором лицея о зачетной форме обучения: дети будут посещать занятия, брать задания, обучаться дома и один раз в неделю приходить на зачет. А помогать им в этом будет она сама, для чего специально пошла на курсы сурдопереводчика.

Словом, сегодня все держится на энтузиазме родителей, которые надеются, что до наступления нового года власти города, области найдут выход из положения. Иначе ребятам придется брать в руки метлы.

  • Не хотим, чтобы наши дети работали посудомойками, уборщицами, сторожами или сапожниками, - сокрушаются родители. - А куда они еще пойдут без образования? Неужели так трудно создать для выпускников школы-интерната спецгруппы по наиболее востребованным специальностям для девочек и мальчиков хотя бы в двух лицеях города? Или пересмотреть в местном бюджете статью расходов на обучение ребенка-инвалида?

Р.S. Когда-то специальность глухому и слабослышащему человеку можно было получить на учебно-производственном предприятии Карагандинского филиала ОО "Казахское общество глухих". Его председатель Жанара Исакова предложила и сегодня проводить здесь профессиональные краткосрочные курсы. В УПП есть оборудование для сварочных, плотницких, электрических, швейных работ, учебный класс и сурдопереводчики (общественное объединение выиграло в этом году два конкурса на их подготовку). И над этим вариантом, который мог бы стать альтернативой для детей, желающих получить рабочие специальности, тоже нужно подумать чиновникам и народным избранникам.

Наталья Михаева

Источник: Казахстанский юридический портал Zakon.KZ

Фото: nv.kz

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ