Архив:

"Руки-то у меня есть..."

- У меня все в порядке, мне ничего не нужно! Проблемы? У меня проблема одна - на улицу из квартиры не выйти... Альвидас - бывший дальнобойщик, три года назад попал в ДТП, теперь, считай, остался без ног. Нет, одна нога есть, но опираться на нее больно, поскольку на ней было 12 переломов, хирурги ее собрали буквально по косточкам.

Альвидас во всем надеется на себя - подтягивается на самодельном турнике, убирает квартиру и готовит пищу самостоятельно, моется дома как сумеет. Живет он один, жена ушла, дети разлетелись. Друзья, спасибо им, не забывают - берут белье в стирку, иногда возят Альвидаса в баню или поликлинику, а сосед приносит ведрами воду из ближайшей колонки - деревянный дом на улице Дрейера, что на Левом берегу Архангельска, где живет на втором этаже Альвидас Болесловас Данилавичюс, без удобств.

- Когда я последний раз бывал на улице? Месяц или полтора назад. Возили меня на комиссию в поликлинику на улице Тимме...

По словам Альвидаса, ему, инвалиду-колясочнику без ноги, каждый год нужно бывать на медицинской комиссии для подтверждения своей инвалидности. Этого Альвидас понять не может, как не может понять и то, почему ему в последний приезд во II группе инвалидности поменяли категории с 3-й на 2-ю? В размере пенсии он потерял, а здоровье явно не улучшилось. Но о своем здоровье Альвидас ничего не говорит, во всяком случае, корреспондентам не жалуется, но, вероятно, не жаловался и «комиссионным» врачам. По большому счету, он вообще ни на что не жалуется.

Кстати, Альвидас не звонил и в редакцию, это друзья побеспокоились. Мол, сидит человек в четырех стенах один, соцработник к нему не заходит.

- Я кота Шустика завел для веселья, у меня есть еще телевизор и книги. В последнее время только обленился, не читаю...

Родители Альвидаса приехали на Север из Литвы по комсомольской путевке во времена, как тогда казалось, вечного Советского Союза. В Прибалтике у него родственники, конечно, есть, но все тоже устраиваются кто как может - уехали в Германию и Америку, поскольку на родине работы нет, а может, за границей больше платят. У Альвидаса, оказалось, желание-мечта все-таки есть - работать. На большую зарплату он не претендует, но ведь мука ему, всего-то 50-летнему мужчине, сидеть без дела.

А с соцработником, как выяснилось, в общем, все просто. Надо только по-звонить в отдел соцзащиты Исакогорского округа. Базы данных инвалидов-колясочников в отделе нет, поэтому родственники, соседи или сами инвалиды должны обращаться в отдел соцзащиты. Иногда это делают медсестры из поликлиник или сами соцработники обнаружат «неохваченного». Услуги соцработника платные, но расценки невысокие, к примеру, чтобы вам принесли ведро воды, нужно заплатить всего лишь 2 рубля. Вероятно, в других округах города ситуация примерно та же.

С трудоустройством сложнее, мы обзвонили множество «контор», все ссылаются на то, что вроде бы областной закон о гарантиях занятости инвалидов 1998 года есть, но гарантии того, что он когда-нибудь заработает, нет. В центре службы занятости населения Архангельска на вопрос - где можно устроиться на работу инвалиду-колясочнику, ответили: сейчас, к сожалению, это большая проблема. Вон из здоровых людей очередь стоит. Потому работники службы очень заняты, им иногда и ответить-то по телефону некогда, а самому инвалиду поинтересоваться вакансиями информационной базы тоже проблематично - специальных пандусов в помещении службы нет. Нет их и в помещениях потенциальных мест работы, хотя, к примеру, место вахтера можно бы подобрать, но...

Каким образом инвалиду-колясочнику выйти из дома, спуститься со второго этажа? Как сесть в автобус? Как зайти в учреждение, подняться на крыльцо, второй этаж? Еще много всяких вопросов, это лишь вопиющие.

Почему-то так сложилось, что сколько бы правильных слов представителями власти ни говорилось, какие бы правильные решения ни принимались, «дойти до каждого» все равно не удается. Нет какого-то механизма, чтобы все благие намерения властей привести в действие.

По-прежнему проблемами инвалидов продолжают оставаться физическая и социальная изоляция. Им трудно выйти из дома, передвигаться по городу, архитектура которого не предусмотрена для людей с ограниченными возможностями, не говоря уж об общественном транспорте. Спасибо всем работникам социальных служб и центра занятости, которые на своих женских плечах выносят всю неустроенность нашей жизни.

Среди проблем, затрудняющих их работу, - отсутствие индивидуальных программ и современных реабилитационных технологий, недостаточный уровень пенсионного обеспечения, барьеры в социальной и инженерной инфраструктуре города... да много еще чего.

Кстати, Альвидас всю жизнь провозился с техникой, к ней привык и ее не боится. В свое время увлекался резьбой по дереву. На наши извинения, мол, наследили в прихожей его квартиры, на улице дождь, уверенно ответил: «Не беспокойтесь, затру. Руки-то у меня есть...»

Елена Ирха

Источник: pravdasevera.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ