Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Iron leg - часть вторая

Рассказ человека, потерявшего ногу,
но не переставшего заниматься каякингом, кайтингом и скалолазанием и кататься на сноуборде

А вот и я! Всем привет! Да-да, тот самый человек с железной ногой и дырявым котелком :) Как и обещал на прошлой неделе, я вернулся рассказать вам о сноубординге, будет много советов и рекомендаций железноногим, ну и вы, мешки с костями, заходите :)

P.S. Правда, забавно видеть постскриптум ещё до начала статьи ?! ;) Просто очень хочется сказать спасибо за тёплые отзывы и добрые пожелания, а так же для тех, кто статью эту будет читать на других порталах, сообщить, что на risk.ru в ближайшие 4 недели я опубликую ещё 3 части.

Сноуборд

Несколько поездок в Сорочаны и покатушки за машиной натолкнули в середине зимы на следующие выводы.

Мне повезло, что потерял я заднюю ногу (т.е. левую, а я гуффи - езжу правой вперёд). Если не говорить о целине, то центр тяжести при катании на борде находится где-то посередине, загрузка ног более-менее равноценная, но при перекантовке всё-таки идёт перенос тяжести на переднюю ногу. Таким образом, очень важно иметь полный контроль над передней ногой.

Резкие перекантовки сложно делать, т.к. при таком методе активно работает заднее колено (подруливая хвост доски). Стиль меняется на более "карвовый" - более длинные дуги, большая скорость, перекантовки перекручиванием тела.

Кантоваться назад проще, т.к. задний кант проще удержать протезной ногой (ниже описана методика), при резких закантовках на передний кант протез срывается, и вместо остановки начинаешь ехать задом или вертеться через заднюю ногу.

Кроме того, возникли следующие проблемы и их решения.

Проблема: Протезная ступня не влезает в сноубордический ботинок.
Решение: Вытаскиваем внутренник, всовываем ступню, забиваем оставшееся пространство тряпками и сильно-сильно затягиваем шнурки.

Проблема: Тяжело кантоваться. Нет ступни - нет закантовки.
Решение: Хэдбэк (задник крепления) ставим в самый острый угол. Таким образом, любая маломальская подача ноги назад поднимает носок и задавливает пятку - т.е. задавливает задний кант. Конечно, контроль не полный, но, при наличии навыка, достаточный.

Проблема: Сильные заваливания вперёд или назад при перекантовках, вплоть до падения. Медленные перекантовки.
Решение: На данный момент решаю эту проблему катанием с трекинговой палкой. Когда чувствую, что заваливает, или нужно быстро перекантоваться, подталкиваю себя палкой. Кроме того, палка значительно облегчает задачу подъёма с земли.

Проблема: При резких перекантовках культя выскакивает из гильзы.
Решение: Одеваем больше чехлов на культю, но лучше сделать нормальную гильзу.

А тем временем наступило начало февраля... Середина сезона, а в горах ещё ни разу не был... Непорядок. И тут выручают друзья. Берём билеты в Шерегеш, место для меня новое, но по слухам как раз то, что надо для возвращения в горы. Надо отметить, что ни одно из моих путешествий не обходится без каких-либо изюминок или приключений. В этом изюминкой был вылет на день раньше, чем у друзей. Итак... Ранее утро, Барнаул, здоровенный чехол со сноубордом, рюкзак, трость, дурная цветастая шапочка с Чегетского рынка и ни одной родственной рожи в округе... Ребята, это песня!

Аэропорт-Барнаул, Барнаул-Новокузнецк, Новокузнецк-Таштагол, Таштагол-Шерегеш-центр, Шерегеш-центр - съёмная квартирка на окраине. Последний участок пути меня чуть не добил. Хозяйка снимаемой квартиры решила провести нас короткой дорогой - узенькой тропкой по буеракам. В результате, под конец на очередном спуске я бросал чехол с бордом вниз и с криком "Кияяяяя" на жопе следовал за ним :) Не хватало только клюкой над головой размахивать :))

А дальше было катание... трассы и, конечно, фрирайд среди ёлок в фирменном чудеснейшем Шерегешском пухляке, сотни падений, несколько срубленных доской кустов (на одном я даже повис вниз головой :) ), долгие минуты выкапывания самого себя из-под очередного дерева. В один из дней мы с друзьями даже попытались оппрыгать маленький трамплин и, можно сказать, удачно :)

Через несколько дней мне удалось познакомиться с двумя лыже-фрирайдерами из Москвы и сесть им на хвост, разгрузив своих друзей. Ребята героически терпели мою небольшую скорость и частые падения, откапывали, когда я совсем зарывался и выбивался из сил, и даже буксировали на более крутые участки.

За полторы недели катания было открыто следующее:

* Манёвренность сильно понизилась, но приспособиться можно, главное, больше кататься.

* Очень-очень сильно и быстро устаёт живая нога. Начинают болеть связки ступни. Нужно быть аккуратнее и больше отдыхать. Стоит избегать длинных траверсов. Траверсы на заднем канте плохо контролируемые, т.к. ехать на полусогнутых и держать кант почти невозможно, а на переднем очень быстро устаёт ступня.

* Очень сложно амортизировать кочки и неровности, т.к. для амортизации всего одно колено, и то на передней ноге. Тут нужно пытаться ловить баланс между передней и задней ногой, ну и стараться обрабатывать неровности, а не нестись сквозь.

* Проблема спрыгивания с кресельных подъёмников. Т.к. бежать невозможно, то спрыгнуть как обычно и убежать не получится. Есть несколько вариантов:

- Подойти к персоналу и, объяснив ситуацию, вежливо попросить передать наверх, чтобы притормозили, когда ты будешь слезать.
- Попросить друга поднять доску. Спрыгивать, опираясь на палку, и быстро отходить проще, чем с бордом под мышкой.
- Сесть с краю. Подъезжая к месту высадки, аккуратно положить доску на землю, а самому спрыгнуть вбок.
- Спрыгивать, ложиться и отползать.

Испробовал все варианты - все обычно срабатывали :)

Кстати, в Геше я познакомился c менеджеров местной сети прокатов. В аналогичной аварии он потерял ногу полностью. В бедро вмонтирован специальный шарнир, к которому крепится протез. Катается на лыжах и доске, нечасто - боится вырвать имплантант при падении, но катается!

В общем и целом, поездка была весьма и весьма! :)

Через 2 недели после возвращения в Москву я отчалил в Кировск на открытый кубок Хибин памяти Валеры Соловьёва. Валера был один из тех фрирайдеров, что на лыжном салоне на моё: "Ну мы ж ещё катанём..." искренне улыбнулся и ответил: "Да, конечно катанём!" Светлая ему память, и большое спасибо.

Кубок был в лучших традициях. Все свои, все родные подонки :)

К сожалению, квалификацию я слил. Жёсткий фирн и заструги при плохой видимости - хороший тест на умение амортизировать и маневрировать. Тест провалил, но зато следующие дни были проведены в безумном фане Хибинского фрирайда. Катание по полям больших проблем не вызывает - при перекантовках нужно тонко ловить баланс загрузки ног и учиться грузить полусогнутый протез, иначе будет зарываться нос. Благодаря тому, что перекантовка идёт на скорости и происходит как бы соскальзывание, протез не будет сгибаться до конца, и при этом будет даже держать некоторую нагрузку.

Конечно, я не приблизился даже близко к своему старому уровню (который считался средним), но всё же катался, пусть даже с кувырками и падениями, но катался (даже удалось пару раз обратку катануть).

Отступление по поводу живого колена

Перед поездкой в Шерегеш меня начали беспокоить довольно сильные боли в живом колене. Естественно, я сразу же побежал к врачу (точнее, быстро-быстро поковылял).

- Доктор, у меня болит колено, оно у меня последнее, нужно срочно спасать.

- Хм, давно потеряли второе?

- Примерно 5 месяцев назад.

- Активный образ жизни?

- Ну так... Сноуборд, кайт, скалолазание...

- И болит?

- Да.

- Я правильно поняла? Недавно ампутировали ногу. Осталась одна коленка, и Вы на одной уже по скалам скачите и по горам катаетесь?

- Ну, как-то так.

- А что Вы, собственно, хотели?

Прописали биодобавки и наколенник :) Поэтому за коленом надо следить - лазить/кататься только в наколеннике.

Всё-всё-всё! На этот раз всё. В следующей части - о том, как я стал прорайдером и вернулся в каякинг, об адаптации к каяку без переделки самого каяка, нюансы передвижения, совсем чуть-чуть о катамаранах и многое-многое другое.

SerafimP

Источник: risk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ