Архив:

Езда с препятствиями

Недавно мне довелось присутствовать на заседании совета по делам инвалидов при Губернаторе области. Тема заседания - безбарьерная среда для инвалидов на территории области. Я тоже довольно благополучный человек, шустрый и пронырливый, как и положено журналисту, но мне довелось в своё время испытать прелести передвижения по городу в коляске...

В городах Европы и Америки инвалидов-колясочников можно встретить повсюду - в магазинах, библиотеках, кинотеатрах...

И когда свежим взглядом смотришь на наши улицы, где не видно инвалидных колясок, невольно приходит на ум, что их разогнали с наших улиц из каких-то неведомых соображений безопасности. На самом деле, это, конечно не так.

Я очень хорошо знаю, почему на наших улицах так мало инвалидов, имея опыт прогулок на инвалидной коляске по городу.

... С закованными в гипс обеими ногами я выехал из лифта на улицу и тут же остановился перед верной приметой осени - свежевырытой траншеей. Поскольку это была Эстония, через траншею был перекинут аккуратный мостик с перилами. Поскольку это была ещё Советская Эстония, мостик был узким, и мне по этому мостику было никак не перебраться. Погулял...

Я уже готов был вернуться, как вдруг моя коляска вместе со мной чудесным образом поднялась в воздух и перенеслась через траншею. Оглянувшись, я увидел здоровенную девицу с застенчивой улыбкой. Никаких чудес: Эльзе Роозталу (фамилия изменена) - мастер спорта международного класса, чемпионка Европы и серебряный призёр первенства мира по толканию ядра, переставила мою коляску так же легко, как я переставляю стул. Ей это было нетрудно - руки у неё были в два раза толще моих ног...

По счастью, она вышла в город с той же неопределённой целью, что и я - погулять, и потому я спокойно раскатывал по городу, перелетая через всевозможные препятствия с помощью богатырь-девицы. Крутой подъём, парапет, вход в автобус, обычная лестница. Даже там, где из-за недостатка места меня не смогли бы занести двое мужиков, она с лёгкостью закидывала мою коляску одной рукой.

Мы побывали в городском музее на улице Вене, поднимались в Вышгородский замок, спускались в уютное кафе в подвале на Ратушной площади...

На следующий день она уехала в Швецию, и я больше не высовывался из клиники, потому что знал, что город для таких, как я, не приспособлен. Через месяц я встал на ноги и с помощью костылей стал учиться ходить заново.

... В 1988 году Эльзе попала в автокатастрофу. Перелом позвоночника, инвалидность, коляска... Вспоминала ли она, как прогуливала меня по Таллину?

До меня доходили слухи, что она застрелилась. Но это не так.

Она дожила до тех времён, когда Советская Эстония стала частью Европы, и теперь, если не сможет попасть на своей коляске в какое-то здание, то подаст в суд и разорит эту фирму.

«Судьба ласкает молодых и рьяных, Весь мир для них...»

Лопе де Вега

Мне довелось побывать в Грязовецком доме ветеранов, увидел возле подъезда пологий пандус, по которому без труда может въехать любой инвалид-колясочник, и стало мне что-то не по себе - я стал вспоминать, где в Вологде видел такие пандусы, и не мог вспомнить. Более-менее приличный пандус, пожалуй, на входе в « Промэнергобанк» на Чехова. И всё? Ну, ещё магазин «Макси» на Мира...

И ещё я понял, почему недавние спортивные соревнования инвалидов проводились в «Новом источнике», а не Вологде...

По закону во вновь строящихся и ремонтируемых зданиях, кроме офисных центров и предприятий, на лестничных пролётах до лифта должны быть предусмотрены пандусы. Также ими должны быть оборудованы все подземные переходы.

Объяснение: пандус (от французского pente douce -пологий склон) - это пологая площадка для въезда в здание, заменяющая лестницу.

Площадка, а не две железки, наваренные поверх ступеней, попасть колёсами на которые может только профессиональный каскадёр после дополнительной подготовки.

Закон говорит: «Социальная защита инвалидов -система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ( компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Подробно о том, как надо обеспечивать эту защиту, говорят СНиП 35-104-2001, СНиП 35-01-2001, (доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), а также Своды правил СП 35-101-2001 и СП 35-102-2001.

Закон есть, но только кто из наших чиновников его не то что исполняет, но хотя бы знает? Для них, а также для всех здоровых граждан, которых беда пока не коснулась, я проведу маленький ликбез.

Власть должна создавать такие условия, чтобы любой инвалид в кресле-коляске или в сопровождении собаки-поводыря имел возможность беспрепятственно попасть в любое жилое, общественное и производственное здание в театр, магазин, горисполком и на рынок, далее - везде... И если какой инвалид не может в попасть в поезд, автобус, библиотеку, кинотеатр или просто не может прогуляться по городу, значит, чиновники зазря деньги проедают, а у нас с вами, сограждане, с совестью и состраданием не всё в порядке.

Как это делается в Европе?

А очень просто - чиновникам даётся возможность самим попробовать оказаться в инвалидной коляске. Нет, им не перебивают костылями ноги...

Министр социальных дел Чехии Зденек Шкромах на один день пересел в инвалидную коляску и на собственном опыте убедился, что отчёты строителей и архитекторов о доступности инфраструктуры Праги для инвалидов колясочников более похожи на ненаучную фантастику. После этого он рекомендовал пересесть в инвалидные коляски строителям и архитекторам, которые проектируют и строят противоинвалид-ные сооружения, а также финансистам, которые утверждают, что на сооружение пандусов и подъёмников нет денег. И теперь любое общественное здание принимается чиновником, который усаживается в инвалидную коляску и убеждается, что попасть в здание может любой инвалид-колясочник.

Давайте пройдём по нашему городу и внимательно посмотрим, насколько соблюдается закон, и насколько в порядке с совестью, состраданием и милосердием у нас, граждан древнего города Вологды.

Уже выйти из дома инвалиду-колясочнику - большая проблема. В многоэтажных домах есть лифт, но как добраться от лифтовой площадки до тротуара? Пандусами назвать эти железки поверх ступеней никак нельзя, но и эти железки есть далеко не во всех подъездах жилых домов. А как в пятиэтажках? В Череповце один умелец соорудил для своей жены подъёмник, и теперь она может спускаться на улицу прямо с балкона четвёртого этажа. А как быть остальным тысячам инвалидов?

Попробуйте представить себя на их месте - за окном бушует весна, пышно цветёт лето, проходит осень, а вы сидите у окна и ждёте, когда появятся несколько здоровых мужиков, которые смогут вынести вас на улицу...

Между тем, по закону, строить и даже проектировать дома, не приспособленные для малоподвижных граждан, не допускается.

А если кто подписал разрешение на строительство неприспособленного дома, и если кто построил магазин, не согласовав с общественными объединениями инвалидов, то по закону его должны оштрафовать, а деньги от таких штрафов должны идти опять же только на строительство пандусов и оборудование специальных автобусов.

Господа бесчисленные чиновники, засевшие в неприспособленных для доступа инвалидов зданиях, поведайте нам - когда и кого оштрафовали за это?

... Так, мы - на улице, и даже прокатились какое-то расстояние, но снова недалеко - перед нами раскинулся поток машин. Как инвалиду пересечь этот поток? Справедливости ради надо сказать, что в городе уже стали появляться участки, отвечающие принципам « непрерывности пешеходных путей» -это значит, что на пешеходных переходах бордюры мостовой утоплены до уровня ниже 4 сантиметров, но как мало таких участков...

А в наши автобусы и троллейбусы и здоровому человеку войти непросто, где уж тут инвалиду...

Чтобы инвалиду попасть в поезд, - нужно железных дорожников предупреждать о том за 24 часа до посадки...

И совершенно здоровому человеку найти туалет в нашем городе - архисложная задача, а уж инвалиду... А как туда попасть через узкие двери?

Размеры дверей, высота крючков вешалок ( выше требуемых 1,3 метра), нижний край зеркал (выше 0,8 метра) - всё говорит инвалиду-колясочнику: сиди в своей домашней тюрьме, не высовывайся...

Если человек прожил жизнь, а потом стал инвалидом, у него, кроме семьи, есть друзья, знакомые, а как быть инвалиду с детства? В чём виноват маленький Маугли, которого воспитывала

инвалидная коляска? У него, кроме матери и врачей, никого нет...

Или всё-таки есть - мы? Люди, у которых совесть, сострадание и милосердие не ампутировали?

Возможное решение проблемы

Есть возможность решить проблемы инвалидов одним росчерком пера.

Для этого нужно, чтобы областная власть в лице Губернатора Вологодской области договорилась с федеральной властью о проведении в Вологодской области эксперимента в сфере исполнения Закона об альтернативной службе. Суть - любой гражданин призывного возраста, изъявивший желание, вместо отправки в войска может стать на какое-то время сопровождающим инвалида.

Для этого не нужно строить отдельных казарм, заботиться о местах проживания новобранцев Армии Милосердия. Хочешь стать рядовым Армии Милосердия? Будешь жить дома, можешь даже где-то учиться и работать, но будь любезен - 6 часов в день отдай служению инвалиду.

(Мало? А вы попробуйте сами... Я около 10 минут сопровождал незрячего от вокзала до редакции газеты « Вологодские новости», примерно с километр, и мне показалось, что легче его было бы донести).

Для справки - удельный вес инвалидов по зрению в структуре населения составляет 1,2%. Каждый сотый!

Прикиньте, сколько призывников, убоявшись дедовщины, захотят отдать патриотический долг Родине таким образом. Психологам и социальным работникам придётся проводить конкурс на право сопровождать инвалида! (Потому что это вовсе не простое дело, как может показаться на первый взгляд).

Будет совершено главное - инвалидов-колясочников, наконец, выпустят из домашней тюрьмы на свободу.

Павел Шабанов

Источник: krassever.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ