Архив:

Альтернативные формы школьного обучения. Часть 1

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен в жизни. В это понятие вкладывается, в том числе, и успеваемость в школе. Но что делать, если одно упоминание о школе вызывает у сына или дочки страх, раздражение, а то и ненависть? Или ваш малыш болен и не может посещать школу наравне со сверстниками?

Многие родители не имеют представления о своих правах и возможностях ребенка получить среднее образование альтернативным способом, а тем временем закон РФ «Об образовании» предусматривает несколько вариантов надомного обучения с последующей государственной аттестацией и получением учеником документов утвержденного образца: экстернат, семейное и надомное обучение. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности, плюсы и минусы, о которых я постараюсь Вам рассказать. Независимо от формы обучения ребенок прикрепляется к определенной школе и классу.

Экстернат - надомная форма обучения, при которой ребенок или осваивает материал полностью самостоятельно, или родители (лица, их заменяющие) заключают в школе договор на платные дополнительные услуги по образованию - в этом случае ребенок посещает оговоренные документом консультации по отдельным предметам по закрепленному графику. Правила экстерната регламентирует Приказ Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000 г. №19884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».

Государственную итоговую аттестацию дети проходят бесплатно. Такая форма обучения хорошо подходит одаренным детям, нередко теряющим интерес к учебе при посещении школьных занятий на общих основаниях, и детям, которым по каким-либо причинам необходимо раньше закончить школу. Экстернат развивает в ребенке ответственность, самостоятельность, способность к самоконтролю. При этом от родителей требуются высокая степень участия в образовательном процессе, особенно если экстернат оформляется ученику младшего и среднего звена, и определенные финансовые затраты, размер которых во многом будет зависеть от способностей ребенка и возможностей родителей оказать ему помощь в освоении учебного материала.

Семейное обучение оформляется любому ребенку по заявлению родителей на имя директора школы или начальника регионального департамента по образованию (иногда директора школ боятся брать на себя ответственность). Право на семейное обучение закреплено в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225 и пунктом 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». Первое время после появления возможности семейного обучения родителям нередко приходилось сталкиваться с крайне негативной реакцией со стороны администрации школ, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но все равно будьте готовы к тому, что не только учителя, но и ваши знакомые и родные будут выказывать непонимание и неприятие вашей позиции.

При семейном обучении учебную программу ребенок осваивает самостоятельно (с помощью родителей) и посещает школу только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. В каждом конкретном случае решить вопрос о контроле знаний можно по-разному. Иногда дети на протяжении всего учебного года пишут контрольные одновременно с одноклассниками, а по устным предметам отчитываются рефератами, или же ребенок проходит только промежуточную аттестацию по предметам в конце учебного года для перехода в следующий класс и итоговую аттестацию в 9 и 11 классе.

Все права и обязанности сторон (администрации школы, родителей и самого ученика) подробно прописываются в договоре. На основании Приложения №2 к вышеозначенному приказу №225 при семейной форме обучения "родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами".

Как правило, такую форму получения среднего образования выбирают в случае возникновения конфликтных ситуаций в школе, особенно при невозможности перевести ребенка в другую школу, и по религиозным соображениям, с целью оградить ребенка от негативного влияния сверстников и возможного давления со стороны учителей. Так же, как и в случае с экстернатом, семейное обучение предъявляет высокие требования к организованности и ответственности ученика и его родителей.

Экстернат и семейное обучение могут стать настоящим спасением для детей, серьезно занимающихся спортом или живописью, при частых переездах семьи в связи с особенностями профессиональной деятельности родителей (цирковые артисты, военные). В обоих случаях школа обязана предоставлять ребенку любую литературу из своей библиотеки, оказывать консультативную и методическую помощь. Родители или опекуны имеют право присутствовать на промежуточной и итоговой аттестации ученика, что особенно важно при конфликтных отношениях с учителями. Следует иметь в виду, что по решению родителей ребенок может в любое время продолжить обучение в школе, а школа вправе расторгнуть договор в случае, если ребенок не усвоил учебную программу, что было подтверждено во время прохождения промежуточной аттестации.

Татьяна Шитова, педиатр

Источник: myjane.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ