Архив:

Дельфинотерапия не заменит общение

Бетховен, Гомер, Ярослав Мудрый, Рузвельт... Можно еще долго перечислять имена вошедших в историю людей с ограниченными физическими возможностями. Добавим лишь, что четверть их - лауреаты Нобелевской премии. Однако в нашей стране профессионально реализоваться имеющим инвалидность зачастую по-прежнему непросто. Недостаточно специальных условий, мешают сложившиеся стереотипы и предрассудки...

Жить самостоятельно

Недавно в Москве прошел семинар Клуба социальной журналистики, посвященный проблемам семей, имеющих детей-инвалидов.

По уровню социальной защищенности дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, защищены в нашей стране далеко не так, как во всем цивилизованном мире.

Одна из организаций, ставящих перед собой задачу устранить эти пробелы, - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в марте прошлого года.

Сейчас подводятся итоги реализующихся проектов фонда, создаются новые.

Много по ходу семинара говорилось о «плюсах» и «минусах» так называемого инклюзивного образования. Этот вопрос сейчас активно обсуждается на разных уровнях, особенно после того, когда 1 сентября президент Дмитрий Медведев посетил школу, где эта форма обучения активно внедряется.

Между тем, альтернатива надомному обучению для детей-инвалидов была задолго до того, как появился сам термин «инклюзивное образование».

Другой вопрос, что особые условия в классах, где есть дети с ограниченными физическими возможностями, создаются для них далеко не всегда. В частности, это касается, например, сдачи ЕГЭ выпускниками со слабым зрением.

- Средства на обучение и реабилитацию инвалидов - это долгосрочные инвестиции, которые, как известно, самые выгодные и быстро окупаются в виде налогов. То есть это не только и не столько благотворительность, сколько развитие человеческого потенциала, - отметил в своем выступлении вице-президент Всероссийского общества слепых, депутат Государственной Думы РФ Олег Смолин.

- Поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, - одно из трех приоритетных направлений деятельности Фонда, - подчеркнула председатель правления Фонда поддержки детей Марина Гордеева, - и мы рады, что регионы активно откликнулись на проводимый фондом конкурс программ и проектов. По его итогам 24 региональные программы и 72 проекта, направленные на поддержку детей-инвалидов, будут финансироваться Фондом поддержки детей. В проводимом в настоящее время конкурсе появилась еще одна программа - «Смогу жить самостоятельно».

Между тем, сегодня в России свое право на образование не могут осуществить порядка 200 тысяч детей-инвалидов, и эти проблемы только лишь увеличением финансирования социальных программ не решить.

Один из несомненных «плюсов» инклюзивного образования, отмечали участники семинара, это возможность так называемых здоровых людей избавиться от сложившихся стереотипов. Так, например, неправильно отождествлять инвалидность с болезнью. Но именно подобные шаблоны нередко создают трудности для людей с ограниченными физическими возможностями.

Подтверждает это и история Дмитрия и Нелли. На встречу с журналистами они пришли с сыном Кириллом. (Фамилию и свой город семья предпочла не называть).
- В три года и девять месяцев Кириллу поставили диагноз «аутизм», - рассказывает Нелли. - Мы перепробовали все возможные методы, включая дельфинотерапию и иппотерапию. А когда подошло время идти в первый класс, остановились на общеобразовательной школе недалеко от дома, о чем ни разу не пожалели. Не все было гладко, но у Кирилла появилось много знакомых. И в целом мы были довольны.

Однако два года назад родители мальчика столкнулись с парадоксальной ситуацией. Ребенку отказали в статусе «инвалид» на том основании, что он учится в общеобразовательной школе.

- Переводите в коррекционную школу, - выдвинули родителям условие.

Справедливости они все-таки добились, но впереди еще одна комиссия, и пройдет ли она гладко, неизвестно.

Во второй день семинара журналисты посетили московскую школу-интернат №44, где обучаются и проходят реабилитацию дети с диагнозом ДЦП. Среди средств реабилитации, которые предлагаются здесь ребятам, - и фитодизайн, и вышивка, и гончарное дело, и многое другое.

И программист, и ... психолог

... Инклюзивное или надомное образование? Будущий программист курянка Оксана Гладких испробовала обе эти формы обучения. Сейчас девушка учится на четвертом курсе РОСИ.

Телефон Оксаны обычно подолгу не молчит. Друзья шутят, что ей нужно было выбирать не информационно-вычислительные технологии, а психологию. Подружки часто поверяют ей свои секреты.

- Наверное, я, и правда, могла бы стать хорошим психологом, - улыбается Оксана. - Мне интересно узнать как можно больше о людях, которые меня окружают, посмотреть на какие-то ситуации как бы со стороны. Если меня спрашивают, как поступить, всегда с удовольствием посоветую. Рада, если помогает!

На интервью Оксана согласилась охотно, с удовольствием позировала перед камерой. Только попросила «удалить кадры, где глаза не блестят».

Смеется:

- Не люблю, когда на фотографии слишком серьезное выражение лица, но сейчас немного волнуюсь.

Тем не менее в жизни Оксана не только необыкновенно жизнерадостный, общительный, но и серьезный человек. Будущая профессия обязывает.

С компьютерами, кстати, девушка подружилась уже к окончанию школы. Признается, что гуманитарные науки ей ближе, а профессию «программист» выбрала по совету учителя: в этой сфере ограниченные физические возможности реализоваться не помешают.

- Очень люблю читать, - говорит Оксана. - Газеты, журналы, книги - всё, кроме фантастики и «ужастиков». А любимые книга - «Джейн Эйр». Люблю читать истории о войне и православную литературу. А еще специальную литературу о массаже - это мое новое увлечение.

До седьмого класса Оксана училась в общеобразовательной школе, но из-за резкого ухудшения состояния опорно-двигательного аппарата ей пришлось перевестись на надомное обучение.

- Я считаю, что инклюзивное образование дает больше возможностей, - считает она. - Мне, во- всяком случае, оно дало больше. Хотя я знаю людей, которые с первого класса учились на дому и ориентировались именно на те предметы, с которыми связали свою профессию. У них глубокие знания. Но школа - это не только знания, но и общение. Большинство моих друзей осталось еще со школы. Сейчас я редко выхожу из дома - в основном в институт и изредка с подружками - в кафе.

Однако Интернет- форумами девушка не особенно увлекается. «Живое общение ничто не заменит», - считает она. И не согласиться в этом с Оксаной сложно...

Вероника Тутенко

Источник: pravda.kursknet.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ