Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Трудоустройство молодых инвалидов

Трудоустройство инвалидов является достаточно сложной социальной проблемой. Решение проблемы вовлечения молодых инвалидов в состав работающего населения имеет немаловажное социально-экономическое значение: с одной стороны, участие в трудовом процессе оказывает положительное воздействие на развитие компенсаторной приспособляемости организма, укрепление его психики и воли к труду. С другой стороны, труд инвалидов будет востребован обществом, о чем свидетельствует опыт развитых государств.

В нашей стране пока отсутствует чёткая государственная политика в отношении проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, нет эффективных государственных программ, способствующих их решению. Причиной данного положения является не столько нежелание чиновников и работодателей предпринять какие-либо шаги в этом направлении, сколько отсутствие механизмов, которые без особых системных преобразований могут быть внедрены и позволят изменить существующую ситуацию. На разработку и адаптацию подобной программы в течение 2009 года были нацелены усилия АНО «Республиканский общественный социальный центр», который проводил проект «Центр поддержки по трудоустройству молодых инвалидов г. Махачкала». При реализации проекта использовались как собственные, так и средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года №192-рп.

Государственные организации в силу специфики своей работы нацелены на массовость и не имеют реальной возможности работать с потребностями каждого конкретного инвалида. Всё это способствует, с одной стороны, повышению важности роли общественных объединений, а с другой - осознанию их необходимости при решении проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью. В связи с этим участие сектора НКО в лице общественных организаций позволит государственным структурам по-новому взглянуть на существующую ситуацию и уже совместно искать возможности решения проблем трудоустройства инвалидов. Поэтому проект изначально задумывался как инновационный, направленный на структурные изменения ситуации с трудоустройством инвалидов, с возможностью тиражирования его результатов в других городах и районах Дагестана.

Важной особенностью работы Центра в этот период являлась как раз ориентация и на инвалидов, и на работодателей, в то время как сам Центр выступал как связующее звено между ними. При этом сотрудники Центра имели возможность оценить уровень подготовки каждого инвалида (как профессиональный, так и адаптационно - психологический) и при необходимости обеспечить его участие в тренингах и семинарах в соответствии с индивидуальными потребностями, а затем предложить его в качестве соискателя работодателям.

С другой стороны, во взаимодействии с работодателями появилась возможность переложить основную нагрузку процесса трудоустройства инвалидов (куда входит создание специальных условий труда, юридическое оформление необходимых документов и помощь в адаптации на новом рабочем месте) с сотрудников компании на специалистов Центра, что значительно повышает со стороны бизнеса интерес к людям с инвалидностью.

На основе результатов первичного анкетирования 373 молодых человека, данные которых были предоставлены Управлением социальной защиты населения Муниципального образования «г. Махачкала», были составлены группы: трудоустроенных молодых инвалидов; не имеющих возможности работать в связи с заболеванием; не желающих работать, периодически работающих и желающих трудоустроиться. В ходе анкетирования предоставлялась информация об оказываемых Центром услугах, в том числе психологическом консультировании, проведении курса профессиональной подготовки, сопровождения в трудоустройстве. В результате в конце февраля были сформированы группы молодых инвалидов, желающих пройти психологическую консультацию, компьютерные курсы и курсы по профессиональной подготовке.

В результате работы с ними помощь в трудоустройстве была оказана 102 молодым инвалидам, которая выражалась в написании и электронной рассылке резюме, помощи в составлении трудового договора, в организации рабочего места, в сопровождении на собеседование, в переговорах с работодателем и в создании специальных или дополнительных условий труда. 12 молодых людей было трудоустроено в летнее время на основе оплачиваемых общественных работ. А 17 молодым инвалидам были созданы специальные условия труда на дому, к которым относилось подключение к Интернету, оборудование рабочего места и подключение телефона.
Результаты проекта довольно многоаспектны и затрагивают не только эту социальную группу, но и работодателей, и центры занятости и социальной защиты.

Так, анкетирование молодых людей с ограниченными возможностями, желающих трудоустроиться, позволило среди них выделить три основные группы: первая - инвалиды, которым нужна только информационная помощь. Они готовы к процессу трудоустройства и работе, но у них отсутствует информация о вакансиях, им требуются небольшие консультации по написанию резюме, прохождению собеседования. Вторая - инвалиды, нуждающиеся в программах профессиональной и психологической подготовки. Они не готовы к трудоустройству вследствие негативного социального опыта. Им требуются психологическая поддержка и профессиональное обучение. Третья - инвалиды, нуждающиеся в системе поддержки в процессе трудоустройства и дальнейшей работы. В эту категорию входят люди с ментальной инвалидностью, а осуществлять подобную поддержку могут специально обученные специалисты.

Государственные службы занятости работают только с первой группой инвалидов и некоторым количеством инвалидов из второй группы. Результатом этого является незначительное количество инвалидов, которые трудоустроены через службы занятости. В результате работы с инвалидами, выявления их желания трудоустроиться в Центре сформировалась информационная база данных, которой могут воспользоваться и потенциальные работодатели, и центры занятости, а также органы социальной защиты и труда. Также службы занятости могут направлять информацию в Центр о людях с инвалидностью, желающих трудоустроиться.

Государственным структурам сотрудничество с Центром позволит переложить часть своей работы по обеспечению трудовой занятости инвалидов, которым требуется значительный объём услуг по подготовке к процессу трудоустройства, сопровождение и создание специальных условий труда (то есть та группа инвалидов, работа с которой у государственных учреждений вызывает наибольшие трудности и имеет наименьшие позитивные результаты) на специалистов, которые могут позволить себе вести продолжительную индивидуальную работу с потребностями конкретного инвалида. То есть, к примеру, служба занятости направляет тех людей с инвалидностью, которых в силу ограниченных своих организационных возможностей (отсутствие необходимых программ и должного количества специалистов) не способна трудоустроить, в Центр поддержки инвалидов. Служба занятости населения заключает об этом соответствующий договор с Центром, который предусматривает в том числе и финансирование его деятельности.

Это только одна из перспектив взаимодействия Центра с государственными структурами, возможны и другие варианты. Главное - это взаимная польза от такого сотрудничества.

Коммерческим организациям также может быть интересно сотрудничество с Центром поддержки инвалидов при трудоустройстве. Главным аргументом, позволяющим привлечь коммерческие структуры к взаимодействию с Центром и к финансированию его деятельности, может стать двойной результат. С одной стороны, это можно расценить как социальную ответственность бизнеса, когда компания перечисляет финансовые средства на решение важных социальных задач общества (этот вклад может проходить и как благотворительность). А с другой стороны, компания получает возможность пользоваться всеми услугами Центра по решению своих кадровых проблем, то есть речь идёт о взаимовыгодном сотрудничестве.

Как показала работа Центра, юридические трудности остаются одним из основных барьеров, препятствующих успешному решению проблем трудоустройства людей с инвалидностью. Причем они возникают как для инвалидов, так и для работодателей при оформлении документации. Видимо, поэтому большая часть инвалидов выражала желание сопровождения при трудоустройстве и переговорах.

Несмотря на ряд трудностей в реализации проекта, считаем проект успешным. Это отмечают и сами молодые инвалиды, с которыми мы работаем, так как внимание со стороны общества к ним воспринимается очень трепетно, а их социальная интеграция практически отсутствует. Думаем, что в данном проекте важен комплекс мер по воздействию на стереотипы, сложившиеся в обществе, касающийся и самих инвалидов (их заниженной самооценки, стеснительности, замкнутости), и работодателей.

Но одним из главных критериев успешности проекта считаем возможность продолжения его деятельности после окончания финансирования: на данном этапе ведутся переговоры с ДРОО «Психея», представители которой могут проводить при Центре психологическое консультирование молодых инвалидов, а введение веб-сайта Центра позволит оперативно размещать всю информацию о желающих трудоустроиться и о работодателях. Все это позволит нашей организации продолжать свое участие в решении социальных проблем общества, связанных с трудоустройством инвалидов.

Каринэ Гусаева, зам.председателя Общественной палаты РД, председатель АНО «Республиканский общественный социальный центр»

Источник: dagpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ