Архив:

И где вы видели инклюзивные школы?

На постсоветском пространстве инклюзия развивается поледние 20 лет. Первые 15 ушли на то, чтобы раскачать чиновников, а последние 5 - на практическую работу, которая постепенно, очень постепенно становится массовой.

Дальше всех в вопросах массового инклюзивного образования продвинулась Армения. Минобразования Армении совместно с детским фондом ЮНИСЕФ разработало проект по интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную систему. Деньги на реализацию проекта заложены в бюджет страны, но также Армения привлекает крупные компании в качестве спонсоров. В 2008 году количество школ планируется увеличить уже до двадцати пяти!

В России продвижением массового инклюзивного образования занимается Общественная Региональная Организация Инвалидов «Перспектива». Они начали в 1997 году и за эти 11 лет проделали огромную работу.

В Москве пионерами инклюзии стали детский сад «Наш Дом» и школа «Ковчег». В 2004 году к ним присоединилась общеобразовательная школа №142. Начиная с 2005 года в Москве открывается 1 инклюзивная школа в год.

Всеукраинский фонд «Крок за кроком» развивает инклюзивное образование в Украине. Специалисты фонда разработали программу обучения в инклюзивных детских садах. В 2006 году эту программу утвердило Минобразования и уже 2 года по ней работают несколько садиков в Киеве. Педагогические вузы Украины в этом году выпустили первых дипломированных в области инклюзии специалистов - педагогов начальной инклюзивной школы.
В Украине инклюзия особенно активно развивается в Киеве, Белой Церкви, Львове. Также инклюзивные детсады и школы работают в Днепропетровске и еще нескольких городах.

Маразмы
Готовность ребенка к школе определяет школьный психолог. Особенного ребенка психолог отправит на консультацию в районнную психолого-медико-педагогическую консультацию.
ПМПК практически всегда понижает образовательный уровень ребенка. Специалисты ПМПК действуют в рамках закона и в худшем случае обвинить их можно только в равнодушии к ребенку и в профессиональной отсталости - как можно не знать, что дети с ограниченными возможностями здоровья лучше растут среди своих типично развивающихся сверстников?
Однако вопрос о том, где ребенку будет лучше - в коррекционной школе или в общеобразовательной - действительно, открыт - в общеобразовательной он полнее раскроет свои возможности и лучше адаптируется в социуме, но в коррекционной ему будет комфортнее в психологическом плане. Уникальность инклюзивной школы в том, что ей удается совмещать приятное с полезным.
Ходить на консультацию в ПМПК или выполнять указания, с которыми не согласны, родители не обязаны - деятельность ПМПК носит именно консультативный характер. Однако школа без разрешения ПМПК или в случае отказа родителей обращаться туда, ребенка в школу не принимает.

Что дальше?
Инклюзия - это не мода, а мировая тенденция в образовании, развиваться она будет в любом случае, однако темпы развития в каждой конкретной стране зависят от того, делается ли в государстве что-то специально для создания и развития инклюзивной школы, например, приняты ли законы, регулирующие этот процесс.

Важность принятия конкретных законов, регулирующих инклюзию, сложно сразу оценить по достоинству, ведь все знают, что «Закон об образовании» закрепляет право каждого ребёнка на образование, независимо от состояния здоровья.
К сожалению, это совершенно не гарантирует, что ребенка будут учить. Тем более там, где его хотели бы учить родители. Замкнутый круг с ПМПК образовался именно из-за пробелов в законодательстве. И это только один пример, в реальности родители сталкиваются и другими маразмами существующей школьной системы.

В 2008 году власти России на международном уровне изъявили готовность развивать инклюзивное образование - принимать законы, регулирующие инклюзию - Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, статья 24 которой полностью посвящена инклюзивному образованию.
Будем надеяться, что до ратификации Конвенции в России пройдет не так уж много лет :)

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ