Когда я впервые услышала, что в московских школах стали проводиться уроки доброты, возникло удивление: «Что это за уроки? Разве можно научить доброте?» Сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» считают, что детей и подростков можно и нужно учить доброте.
- Если ребенок никогда в жизни не встречался с человеком, имеющим видимую инвалидность, такой малыш, подросток, мужчина или женщина действительно могут вызвать у него неприятие и страх, - считает координатор РООИ «Перспектива» Юлия Симонова. - Значит ли это, что ребенок плохо относится к людям с ограниченными физическими возможностями? Конечно, нет.
Просто маленький человек ничего о них не знает. Чтобы изменить его отношение к инвалидам, нужно, во-первых, помочь ему лучше узнать таких людей, а во-вторых, попробовать поставить себя на их место.
Десять лет назад общественная организация инвалидов начала проводить в российских школах уроки доброты. Для разных возрастных групп: 1-4-е, 5-8-е и 9-11-е классы - разработаны разные упражнения, ролевые игры, темы для обсуждения. Задача таких уроков доброты - сформировать у детей адекватное отношение к людям, имеющим инвалидность.
- Мы стремимся подготовить детей и подростков к тому, что к ним в класс могут прийти учиться люди с ограниченными возможностями здоровья, - говорит Юлия Симонова. - Ребята должны понимать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека. Инвалид - такой же человек, как и все остальные.
На прошлой неделе курс уроков доброты стартовал в московском Центре образования № 1429 Центрального округа столицы. Его слушателями стали учащиеся третьих классов. На первом уроке учителя - сотрудники Общественной организации инвалидов «Перспектива» - говорили с ребятами о том, как и почему люди становятся инвалидами, обсуждали, приспособлена ли московская среда обитания для того, чтобы инвалиды чувствовали себя в городе комфортно.
Третьеклассники активно включились в работу на уроке. Они высказывали свои мнения о том, легко ли живется в городе инвалидам-колясочникам, предлагали оборудовать все подъезды в домах, магазины, общественный транспорт специальными пандусами, чтобы инвалиды могли ими пользоваться. А один мальчик даже заявил: «Когда я вырасту, стану президентом страны и сделаю нашу страну такой, чтобы в ней хорошо и удобно жилось всем».
Одним из заданий на уроке стало упражнение «Имитация». Ученикам-добровольцам завязывали глаза и предложили написать слово на листе бумаги или выбрать из нескольких предметов нужный. Ребята с удовольствием выполняли такие упражнения.
- Такие задания позволяют детям почувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек. Понять, что он при этом чувствует, - говорит ведущий урока доброты, сотрудник РООИ «Перспектива» Павел Обиух. - Затем такой наглядный пример становится поводом для обсуждения в группе.
Еще одно упражнение, которое выполняют на уроках доброты, - это «Биржа труда». Учеников делят на несколько команд, а затем предлагают им написать, какими видами деятельности могут заниматься разные группы людей с инвалидностью, например, передвигающиеся на колясках, незрячие, слабослышащие. После завершения упражнения представители команд зачитывают свои списки, объясняя, с помощью каких дополнительных приспособлений или условий люди с инвалидностью могут выполнять ту или иную работу.
- Мы хотим, чтобы вы поняли, что инвалиды, как и все здоровые люди, могут заниматься самым разным трудом и творчеством, тем самым приносить пользу обществу, - сказал, обращаясь к ученикам, Павел Обиух.
После каждого урока доброты ученикам дается домашнее задание. Например, посчитать ступеньки, которые предстоит пройти инвалиду, чтобы выйти из дома на улицу; описать все преграды, которые придется преодолеть инвалиду-колясочнику, чтобы добраться от дома до школы; спросить родителей, что они знают о людях с инвалидностью.
- На четвертом и пятом уроках мы обычно обсуждаем с учениками проблему инклюзивного образования и рассказываем школьникам о том, как эта система развивается в столице, - говорит Юлия Симонова. - Мы надеемся, что в процессе нашего курса дети и подростки осознают, насколько важно детям с инвалидностью ходить в школу, общаться со сверстниками. Итогом работы школьников на уроках доброты может стать создание плакатов или календарей, пропагандирующих идею инклюзивного обучения в средних общеобразовательных учреждениях.
Справка «ВМ»
За десять лет существования проекта на уроках доброты уже побывали более четырехсот тысяч школьников из двадцати городов России.
Инклюзивное обучение - это обучение, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему обучения и посещают общеобразовательные школы вместе со своими сверстниками. Такой подход признан приоритетным в Конвенции ООН о правах инвалидов, которая была подписана Россией в сентябре 2008 года.
Мона Платонова
Источник: Газета «Вечерняя Москва»