Архив:

"Я не люблю, когда меня жалеют..."

Пять лет назад Нине Т. пришлось перейти из общеобразовательной школы в школу для слабовидящих и слепых детей. Сейчас, получив аттестат зрелости, девушка штурмует один из столичных вузов. То, что пришлось пережить этой юной москвичке за свои неполные восемнадцать лет, известно лишь ей самой и близким людям, родителям, бабушке и дедушке, не позволяющим отчаяться и потерять веру в будущее.

Когда ничего не в силах изменить

Нина начала терять зрение в двенадцать лет. Причем точную причину ее болезни врачи затрудняются назвать до сих пор. Наиболее вероятная версия - осложнение после тяжело перенесенного гриппа. Как ни пытались офтальмологи помочь девчушке, зрение продолжало стремительно ухудшаться.

- Это были очень тяжелые годы, - вспоминает Нина. - Самое страшное для меня, еще совсем ребенка, было осознавать, что с каждым днем ты видишь все хуже и хуже, но не в силах ничего изменить. Помню, как горько плакала, когда однажды утром не увидела маму, вошедшую в мою комнату. Только смутный силуэт на фоне окна...

Нине повезло с родными: ее не стали любить меньше, как это, увы, нередко бывает, старались поддерживать девочку, хотя и самим пришлось нелегко. Все бытовые заботы в дружной семье взяли на себя вышедшие на пенсию бабушка и дедушка. Родители работали в нескольких местах, чтобы иметь возможность лечить дочь у самых лучших специалистов. Как ни странно это прозвучит, но в этом смысле Нине действительно по сравнению со многими ее сверстниками, имеющими аналогичные проблемы, повезло.

А вот старые друзья из обычной школы, по мнению девочки, ее предали.

- Жалостливые разговоры о том, что я теперь инвалид и со мной неинтересно играть, я слышала постоянно, - вспоминает она. - Сейчас, став старше, понимаю, что проблема была не в том, что вокруг меня оказались злые и жестокие дети, хотя были и те, кто находил удовольствие в том, чтобы стащить с меня на перемене очки или обозвать «слепой курицей». Я думаю, дело в том, что в детстве большинству детей никто и никогда не объясняет, кто такие люди с ограниченными возможностями. Признаюсь, пока беда не случилась со мной, мои представления и отношения к чужой боли тоже были весьма поверхностны. Смогла бы я в то время оказать моральную поддержку попавшему в такую же ситуацию однокласснику? Не знаю... Вряд ли. Конечно, это плохо, ведь сейчас я понимаю, что именно жалость окружающих выбивала из колеи, заставляла опускать руки.

У опасной черты

Нина вспоминает, как однажды, стоя на краю проезжей части, вдруг решила, что проще для всех будет, если она шагнет под колеса проезжающих машин. Остановил твердый, но при этом удивительно ровный голос стоящего рядом отца: «Не смей!»

- Как он почувствовал мое настроение, до сих пор понять не могу, - признается девушка. - Но мне хватило одного раза, чтобы понять: это не путь. Ни для меня, ни для моих близких.

По оценкам психологов, склонность к суициду весьма распространена среди людей, вдруг по той или иной причине потерявших здоровье, возможность ощущать себя полноценно. Особенно трудно приходится подросткам, так мало еще познавшим жизнь, но хорошо помнящим себя здоровыми, полными сил, подвижными, зрячими... Поэтому-то в это время требуется особое внимание, забота и, конечно, поддержка всех, кто окружает попавшего в плен тяжелой болезни ребенка. Слезам, жалким причитаниям у изголовья в такой ситуации места нет. Когда учиться в массовой школе стало совсем сложно, Нину перевели в специальное учреждение для детей, страдающих таким же недугом. Друзей нашла быстро и легко: доброжелательную девочку приняли в коллектив охотно. В конце девятого класса Нина поняла, что уже не может читать и писать. Пришлось срочно с помощью опытных педагогов осваивать метод Брайля для слепых.

- Сейчас я вижу только очень яркий свет, - рассказывает Нина. - Но я прекрасно помню мир, все цвета и оттенки. Особенно часто мне снится, что я читаю.

В этом году после окончания школы Нине и ее родителям пришлось очень долго убеждать руководство вуза, что она сможет учиться наравне с остальными студентами. Сначала у незрячей девушки, мечтающей стать психологом, даже не хотели брать документы. Правда, настойчивость и опыт родителей в общении с чиновниками различных инстанций все-таки победили сомнения приемной комиссии. «Так что вуз этот называть не буду, - улыбается Нина. - Уверена, что поступлю, поэтому не хочу портить отношения с будущими преподавателями».

На самом деле совершенно не важно, в какое высшее учебное заведение поступает сегодня героиня этой истории. Обзвонив около десятка столичных вузов, убедилась: ни в одном из них не очень-то ждут даже слабовидящего абитуриента. Мотивы, по которым мне вежливо отказывали, везде, в общем-то, одинаковы: «Такому студенту будет очень трудно учиться, нам придется составлять для него специальный учебный план, а как и где он будет искать специальную литературу, если простые учебники читать не может?» Но даже если на минуточку забыть, что в принципе организация учебного процесса для всех поступивших в тот или иной вуз - святая обязанность его администрации, совершенно непонятно, как можно отказывать в приеме документов гражданину страны, признанному дееспособным, а, значит, не ограниченному в правах, в том числе и на образование.

- Я, кстати, не особенно-то и рассчитываю на помощь каких-либо официальных лиц, - говорит Нина. - Слава богу, у меня есть родители, готовые мне помогать, память у меня хорошая, лекции я могу записывать на диктофон и специальную литературу освоить, думаю, буду в состоянии. В крайнем случае, что-то особо сложное мне сможет подчитать мама. Да, я не все пока могу делать без посторонней помощи. Да, мне повезло, что рядом есть люди, готовые мне помочь. Но, поймите, они не помогают мне одеваться, готовить еду: они научили меня делать это самостоятельно. И единственное, в чем я сейчас нуждаюсь, так это в том, чтобы мне помогли стать самодостаточной в выбранной профессии. Я не хочу от когото зависеть. Я мечтаю о том, чтобы люди относились ко мне как полноценному человеку. Не люблю, когда меня жалеют.

Знаю сама, научу других

Эта девушка - одна из тех, кто готов добиваться своей цели во что бы то ни стало. И доказать многим попавшим в такую же ситуацию детям, подросткам, взрослым, что в жизни все возможно. Главное - захотеть победить трудности. Признаюсь, даже среди абсолютно здоровых людей не часто встречала я столь же доброжелательного, светлого и жизнерадостного человека, как Нина. В свободное от учебы время она планирует приходить в свою школу, чтобы общаться с... родителями обучающихся там слабовидящих и слепых ребят.

- Я очень хочу постараться убедить именно взрослых, - говорит Нина, - что каким бы страшным ни был диагноз ребенка, ни в коем случае нельзя опускать руки. Вера и поддержка близких людей способны творить чудеса. Очень обидно, когда сами родители не дают возможности своему малышу учиться, развиваться как личность, считая, что ему это не по плечу. Все по плечу! Просто будьте с ним рядом и помогайте научиться жить полноценно! Спасибо моим родным: слово «инвалид» они за все эти годы по отношению ко мне не произнесли ни разу.

Источник: Газета «Вечерняя Москва»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ