Архив:

Терпение - это искусство

Это всего лишь одна история семейной любви, жертвенности и чувства той страшной беззащитности мужчины и женщины перед трагедией, которую легко может подбросить судьба-злодейка. Валентина Андреевна Серова двадцать лет ухаживает за неходячим Владимиром Константиновичем - супружеский подвиг, православный и человеческий.

Валентине Андреевне 68 лет и не дашь. Настолько она приятная во всех отношениях женщина, активная и еще очень правильная по жизни. Серова позвонила в редакцию и рассказала свою трагичную семейную историю, пригласила в гости. А дома сначала повела знакомиться с лежачим больным - любимым своим супругом. И, словно охраняя его от корреспондента, сама задавала ему вопросы, и сама же старалась на них отвечать. Одновременно поправляла подушку, гладила его по голове. Их отношения давно переродились, и жена стала сиделкой, почти мамой. А супруг, став инвалидом, превратился в ребенка. Она боится, что если с ней что-нибудь случится, то муж останется без ее помощи и просто не выживет. Врачи говорят, что Владимир Константинович жив только благодаря уходу жены, ее любви, заботе.

Валентина Андреевна дает корреспонденту немного времени, чтобы поговорить с ее мужем, потом уводит в другую комнату - нельзя более утомлять Владимира Константиновича. И рассказывает об их семейной жизни. Она родилась и провела детство в маленькой деревне Ярославского района. Ее отец ушел на фронт, попал в плен и не вернулся. Владимир Константинович родился в ярославских Тверицах. Его отец воевал и вернулся живой. Они построили дом и жили семьей, незажиточно, но более богато, чем те, у кого отцы не вернулись с войны. Валентина и Владимир познакомились еще в детстве, играли вместе. Дружили подростками и в 1965 году поженились. После школы пошли работать на моторный завод. Три года прожили с родителями в Тверицах, а потом выстроили кооперативный дом в Дзержинском районе Ярославля. Трехкомнатная квартира для семьи уже с двумя детьми стала радостью и уютным гнездышком. Жили как все люди, работали на заводе, растили детей. В 1984 году купили дачу, дом в деревне Глухово Ярославского района. Получили хорошее подспорье - на огороде выращивали все необходимые овощи. В 1988 году Владимир Константинович ушел на пенсию и занялся крестьянским трудом. В следующем, 1989 году и произошел тот трагический случай, который лишил Серова возможности ходить. Произошло это на уборке картофеля на поле местного колхоза «Прогресс». Шел уборочный комбайн, за ним трактор с тележкой. В уборочный комбайн попала ботва картофеля и Владимир полез ее убирать. В это время тракторист сел в трактор и поехал назад. Он не видел Серова. Владимира Константиновича согнуло напополам, переломило позвоночник. На поле были агроном колхоза, председатель, парторг, помогали убирать урожай солдаты из местной воинской части.

Владимира вытащили из комбайна и срочно повезли на военной машине в Ярославль в областную больницу. Привезли - и сразу на операционный стол. Валентина Андреевна, узнав, поехала в больницу. Врач после операции сообщил, что больной жить будет, но останется лежачим до конца дней, и чтобы не питали иллюзий, а воспринимали реальность таковой, какая она есть. Семь месяцев пролежал в больнице Серов, все это время рядом была верная жена. Потом его перевезли домой, дали инвалидность 1-й группы по трудовому увечью.

Дальше - просто жизнь и привыкание к инвалиду-мужу. Первое время Валентина Андре­евна плакала: ей было все­­го 48 лет, а муж-ин­ва­лид, у которого нижняя часть тела совершенно мертвая. Владимир Константинович тоже плакал, говорил, чтобы сдала его в дом-интернат в Норское, мол, зачем он ей такой. Но время шло, супруги смирились с бедой и новым образом жизни. Валентина Андреевна поняла, что сейчас все зависит только от нее. Она делала все сама в квартире, на даче, ухаживала за мужем. Она стала сильнее духом - верующему человеку Бог дает силы. Стала больше молиться и стала спокойнее. Успокоился и муж.

В 2007 году пришла новая беда. Началась гангрена ноги, которая более всего пострадала при травме. Врач перед операцией сказал Серовой, чтобы готовилась к худшему. Может умереть больной или во время операции, или после нее. Но Владимир выжил. Долго не заживал шов, гноился, стал расходиться. Валентина Андреевна пошла к хирургу Алексею Николаевичу Проходскому в 9-ю клиническую больницу в Брагине и рассказала о своем муже. Тот пришел на дом, осмотрел, принес бинты и показал, как надо правильно перевязывать, чтобы шов побыстрее зажил. И ходил регулярно осматривать больного. Когда рана зажила, врач спросил больного, что его еще беспокоит. Тот кивнул на жену и сказал, что она его очень беспокоит, ему жаль, что лучшие годы своей жизни она проводит у его кровати.

Выжил Владимир Константинович при операции за счет того, что у него нет чувствительности ниже пояса и не нужно было вводить наркоз. Это его и спасло. А еще вера в Бога и уход, любовь супруги. Слава Богу, дожил Владимир Константинович и до сегодняшнего дня. Валентина Андреевна порхает вокруг него, защищает от плохих настроений, от бессонниц. От всех невзгод защищает. Давно стала профессиональной сестрой-сиделкой. Еще серьезно занялась помощью пострадавшим от политических репрессий. Ее отец после освобождения из немецкого плена был этапирован в лагеря Магадана, где и умер. Валентина Андреевна не смогла найти его могилку. И совершенно неожиданно повстречалась в Ярославле с женщиной, проживающей в Магадане. Та по ее просьбе прислала бандеролью магаданскую землю. Тогда Серова убрала с могилы матери памятник и установила другой - с фотографиями мамы и отца. Землю магаданскую она высыпала на могилу. Теперь у нее чувство, что в могиле лежат мать и отец.

Валентина Андреевна возглавила в Дзержинском районе ассоциацию жертв политических репрессий. Проводит различные мероприятия, выступает с речами, оказывает помощь членам районной организации. Еще пишет стихи и воспоминания об отце. Она активна в жизни и старается помогать как можно большему количеству людей. Ей кажется, чем больше она будет делать добра людям, тем больше проживет ее муж.

Валентина Андреевна терпение и смирение считает искусством, а искусство - это красота. Бог дает человеку ношу по его силам, значит, так нужно. Серова шутит, что муж у нее идеальный: всегда в кровати, не пьет, не курит, по женщинам не бегает. Плетет веники, делает переплеты книг, ремонтирует все, что сломалось. Не сидит без дела ни минуты. Его день расписан полезными делами для дома. И ему очень приятно, когда жена хвалит его за работу.

Елена Обухова

Источник: goldring.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ