Архив:

Монетизация льгот: замена или отмена?

Что такое «монетизация льгот», россияне быстро усвоили после того, как вкусили ее горькие плоды. Это, правда, уже в прошлом: федеральный закон №122 «заработал» четыре года назад. Но власть сама о «старых ранах» напомнила, объявив, что замена социальных льгот денежной компенсацией пока не завершилась. Осталось, дескать, сделать последний шаг и перевести на новые рельсы коммуналку.

А чтобы процесс перехода на денежную форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг пошел без задержки, правительство потребовало: если под занавес грядущего года не будут приняты соответствующие региональные законодательные акты, область не получит средств на капитальный ремонт домов и снос ветхого жилья по федеральной программе.

Итак, поскольку финиш не за горами, вполне резонно задать вопрос: кому и какую пользу принесла монетизация?.

Система льгот возникла в советские времена. Социальными гарантиями поощряли за особые заслуги перед страной, и льготников было сравнительно немного. В 80 - 90-е годы льготы стали мерой социальной поддержки граждан в условиях инфляции и отсутствия денег в бюджете. Армия нуждающихся резко возросла. Правительство решило, видимо, разобраться с льготами, обменяв их на деньги, и по-своему убедительно обосновало весьма масштабный социальный эксперимент.

Самый сильный аргумент - коррупция. Это мотивировалось тем, что госсредства выкачивались по хорошо отлаженным каналам и оседали на чужих счетах. В частности, при бесплатном обеспечении лекарствами. В санаторно-курортном обслуживании также, дескать, царили злоупотребления. Лечиться задаром зачастую ездили только «по блату», а рядовые ветераны томились в многолетних очередях.

Монетизация, кроме того, освобождала от лишних пут автобусный парк, железную дорогу и жилищно-коммунальные предприятия, которые вынуждены были «дотировать» бесплатный и льготный проезд в общественном и пригородном транспорте, обогрев жилья и горячее водоснабжение. Льготы полагалось возмещать из бюджета, однако организации компенсационные выплаты, как правило, недополучали. С этим государственные предприятия вынуждены были мириться. А вот инвесторов льготы «в натуре» не устраивали. Иметь дело непосредственно с потребителями для них гораздо надежнее, чем ждать платежей от властных структур - как федеральных, так и местных.

Еще один козырь власти - система льгот несправедлива к тем, кто тоже имеет право на социальную поддержку, но им не пользуется (к сельским жителям, к примеру).

Монетизацию планировалось проводить поэтапно. Намечалась, как всегда, ударная пятилетка. В первую очередь предполагалось заменить выплатами проезд в городском и пригородном общественном транспорте, лекарства и санаторно-курортное обслуживание. Затем - жилищно-коммунальные услуги, телефонную связь, а также проезд к местам санаторно-курортного лечения. И, наконец, - льготное протезирование и автомобили с ручным управлением.

Однако, несмотря на убедительные обоснования, эксперты и аналитики (причем не только оппозиции, но и самой власти) раскритиковали грядущие перемены в социальной политике, не увидев в них никакого смысла ни в финансовом, ни в экономическом плане. Некоторые из них прямо называли предстоящую акцию весьма разрушительной для общества и государства. И даже самые осторожные в оценках (те, кто все же связывал благие надежды с непопулярной мерой), делали это с оговоркой: монетизация, дескать, пройдет с пользой и толком, но только в том случае, если Минфин не вздумает экономить на гражданах.

Дебаты шли и в Госдуме при обсуждении соответствующих законопроектов. Но в итоге большинство депутатов проголосовали за денежную компенсацию льгот. Что немаловажно, с твердой гарантией: замена должна быть абсолютно равноценной.

Однако после того, как льготники (в основном ветераны и инвалиды) «пощупали» жалкие компенсации своими руками (в январе 2005 года), по стране прокатилась волна протеста. Пенсионеры перекрывали важные дороги, пытались прорваться в региональные кабинеты власти. Они требовали отменить закон №122 о монетизации льгот. Особенно разбушевались москвичи и питерцы. В Курске, да и в других небольших городах, тоже были волнения, но дальше пикетов и митингов дело не дошло. Негодующий люд требовал объяснить, почему при росте доходов от небывалого притока нефтедолларов и профиците бюджета почти в шестьсот пятьдесят миллиардов долларов, так уж приспичило трогать социальные расходы. Но ответа, увы, не последовало.

Хотя в итоге власть, по сути, дала задний ход. Но не везде. В столице, в частности, нашли средства в городской казне и сохранили льготы в прежнем виде, в том числе и на бесплатный проезд в общественном транспорте. Курская мэрия решила, что пенсионерам придется все же «сброситься» на проездной билет по 150 рублей. Ветеранам пришлось смириться с такой «равноценной» заменой бесплатного проезда. Но в прошлом году их еще раз допекли «транспортным» экспериментом. Городская администрация на три месяца ввела специальные талоны, чтобы детально изучить пассажиропоток. В жару пожилые люди стояли в очередях, им дергали нервы в автобусах и трамваях. Это вызвало массу жалоб. «Испытания» отменили задолго до финиша.

Второй этап монетизации с пресловутым соцпакетом и вспоминать лишний раз не хочется. Казалось бы, власть, наученная горьким опытом, решила больше не наступать на собственные грабли и предложила льготникам: берите по своему усмотрению либо набор социальных услуг, либо его денежный эквивалент. Однако вышло, увы, «как всегда»...

В соцпакет включили бесплатные медикаменты при амбулаторном лечении, санаторные путевки и проезд в пригородных поездах. Набор услуг неплохой, но в тот период как назло начались перебои с лекарствами. По этой причине многие выбрали компенсацию. Вот, мол, получим деньги и сами купим, что нужно.

Для тех, кто нуждался в дорогостоящих препаратах, это обернулось настоящей трагедией. Люди, без преувеличения сказать, попали в капкан. Ведь чтобы отказаться от денег и оформить социальный пакет, по закону нужно успеть подать заявление до определенного срока. Но даже в этом случае льгота вернется не сразу, а только в следующем году. А если, скажем, растет опухоль?..

Сколько ж было слез, обид и истерик! Кроме того, часть льготников вообще упустила шанс, ничего не выбрав по разным причинам, и осталась, по сути, ни с чем. И врагу не пожелаешь, как говорится, пережить нечто подобное заново. Да наверняка не все и пережили...

О чем еще сильно пеклись? Ах да, санатории. Ну и что? Эти лечебно-оздоровительные учреждения, как были, так и остались недоступными для большинства ветеранов и инвалидов. Цифры говорят сами о себе. Всего в Курской области 267 тысяч льготников, 36 тысяч из них имеют право на путевки. В этом году подали заявления шесть тысяч человек. В региональном отделении Фонда социального страхования средств не хватает даже на половину очередников. Да плюс еще тысяча прошлогодних заявок. Нет денег и на жизненно необходимые для инвалидов технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия. В общем, за что ни возьмись, везде есть прорехи.

Единственной утехой для льготников была, пожалуй, лишь коммуналка. Здесь хоть как-то все отладили. Но теперь и эта стена, похоже, дала трещину. Дай бог, чтобы сбор документов, с которого социальные службы, мягко скажем, неудачно начали переход к денежной форме социальной поддержки, стал для льготников самым большим огорчением.

А вот все остальное пошло как по маслу. Точнее сказать - по плану: деньги у нас в области, как известно, обещают перечислять раньше срока оплаты коммунальных услуг. И это якобы продиктовано в первую очередь заботой о гражданах. Очень хочется верить, что так оно и есть. Однако скептики уже сейчас сомневаются: точно просчитать размер компенсации, не зная показаний счетчиков, вряд ли получится. Поэтому лучше уж заплатить за услуги полностью, а затем получить скидку с итоговой суммы. Пусть и позже, но зато копейка в копеечку.

Такая модель, кстати, «работает» в некоторых регионах. Почему наша власть ее не выбрала? Скорее всего, боится возможных неплатежей и увеличения бюджетных расходов. А с неравноценной заменой коммунальщики предполагают справиться, заблаговременно собрав сведения о начислениях. В общем, чиновники снова хотят, как лучше...

Но без накладок и нервов наверняка не обойдется. В областном центре, к примеру, управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК великое множество. Как тут все предусмотреть и от всех рисков подстраховаться? И это еще при хорошем раскладе. При плохом - бюджетные финансы попросту могут запеть романсы (как-никак кризис!). И тогда, что называется, пиши пропало.

Но не будем заранее сеять панику. Власть, надо надеяться, постарается завершить последний этап монетизации хорошим аккордом...

Кстати

КАК ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

Жалобу уполномоченному по правам человека в Курской области Николаю Дмитриевичу ЕФРЕМОВУ можно подать лично либо отправить по почте по адресу: 305002, г. Курск, ул. Марата, 9, комн. 405. Следует иметь в виду: уполномоченный согласно закону рассматривает обращение в том случае, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, муниципалитетов и их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также предприятий независимо от организационно-правовой формы, но не согласен с полученным ответом.

Личный прием уполномоченный по правам человека и сотрудники аппарата ведут ежедневно, с понедельника по четверг, с 10 до 13 часов по адресу: Красная площадь, 6, 4-й подъезд, 2-й этаж. Справки по телефонам: (4712) 51-09-07, 51-24-10.

Татьяна Жарких

Источник: kurskcity.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ