Архив:

Спорим, не годится обычная школа для детей особенных?

Дети злые, учителя равнодушные, классы большие. Не будем спорить. Точно не годится... Давайте лучше поговорим о школе инклюзивной. О том, чем она отличается от школы обычной, с которой ее так часто путают. Становится ли инклюзивной обычная школа, как только в нее приходит учиться ребенок с особыми потребностями?

Обычная школа существует в рамках системы образования, которую легко представить в виде лестницы: наверху - школы для одаренных, внизу - коррекционные школы, а перед высокой первой ступенькой мнется толпа детей с незаконным ныне, но отнюдь не вымершим диагнозом - «необучаемые».

Необязательное обязательное образование

В России концепция обычной в нашем понимании школы возникла после революции, когда все дети получили доступ к образованию. Быстро выяснилось, что в одном классе очутились дети с совершенно разными способностями. Для одних программа была сложна, для других скучна, а в дневниках при этом плодились, как кролики, двойки. Тогда детей решили поделить. Одаренных отправили в классы «А», детей послабее в классы «Б», ну и так далее. Пятерка в классе «А» совсем не была равна пятерке в классе «Г», но отличников в стране резко прибыло, что и требовалось.

Однако, были дети, которые программу не усваивали даже в том урезанном варианте, который им предлагался. Появился термин «необучаемый». Изначально термин был характеристикой школы - не обучаемый в школе - школа не умеет научить. Кто знал, забыл об этом быстро, остальные и не знали. И необучаемыми - неспособными хоть чему-нибудь научиться - стали сами дети.

Все дети разные - все дети могут учиться

Европейские дети с особыми образовательными потребностями пошли в школу вместе с обычными детьми на 35 лет позже советских детей-инвалидов - в 60-х годах прошлого века.
Европейские педагоги моментально оказались в том же положении, что и советские за треть века до этого - казалось, что учить всех детей вместе совершенно невозможно. Однако, сдаться по примеру советских коллег им не удалось.
После второй мировой войны ценность человеческой жизни возросла во всем мире. Люди не хотели насилия, мечтали уберечь каждого человека и весь земной шар от повторения кровавого ужаса. Следствием этого стало создание между-народных документов, а постепенно и принятие внутренних законов в каждой стране, закрепляющих права и свободы абсолютно всех людей.
И самое главное - родители особенных детей объединились, расправили плечи и заявили о том, что отныне их дети не будут вести жалкую растительную жизнь за высокими заборами - люди с ограниченными возможностями здоровья будут жить, учиться и работать в этом мире, вместе со всеми людьми!

Итак, закон предписывал, родители требовали, дети учились, педагоги работали. И всем было трудно... Прошло 50 лет. И тут мне хочется улыбаться. :) Столько всего сделано, сколько предстоит сделать! Теперь и наши страны вносят свой вклад в развитие инклюзии.

Обычная школа становится инклюзивной

Когда начинает ценить разнообразие человеческого материала, перестает воспринимает это разнообразие, как досадное затруднение.

Когда дети учатся в одном классе, но по индивидуальным программам - адекватным способностям каждого.

Когда:

  • Педагог применяет техники работы в смешанном классе.
  • В классе работает дополнительный взрослый - ассистент.
    Он помогает всем детям, которым требуется помощь - и обычным и особенным, но так как помощь чаще нужна деткам с инвалидностью, ассистент больше времени проводит с ними.
  • Классы небольшие - 15 человек.
  • Из них особенных детей - трое.
  • За несколько месяцев до прихода особенных детей, в школе начинают проводить цикл семинаров по пониманию инвалидности.
  • В школе работают специалисты - логопед, кинезотерапевт, врач, ..

Когда педагог помнит, что готовых рецептов по обучению конкретного ребенка нет и не будет. Найти подход к ребенку - это по-прежнему творческая составляющая профессии учителя. Нет детей, которые не могут учиться. Есть учители, которые пока не умеют учить.

Когда у ребенка появляются друзья!

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ