Архив:

Закон уравняет тех, кто слабее

Чтобы поднять на ноги, выучить и устроить в жизни ребенка-инвалида, родившегося в России, его семье нужно предпринять героические усилия. В большинстве европейских стран родителям, воспитывающим детей с особыми нуждами, не нужно проявлять чудес самоотречения: после появления на свет такого ребенка большинство забот берет на себя государство, а права детей с ограниченными возможностями - прежде всего на медицинскую помощь и образование - защищаются специальными законами. Закон, гарантирующий права детей-инвалидов на образование, скоро появится и в Москве. Законопроект "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" обсужден столичным правительством, подписан мэром и скоро будет рассмотрен в Мосгордуме.

Свобода выбора

Что же даст новый закон конкретному ребенку и его родителям? Главное, как заметил приглашенный на обсуждение законопроекта в правительстве Москвы Олег Смолин, слепой от рождения депутат Госдумы, он даст горожанам свободу выбора. По существующему федеральному законодательству дети с ограниченными возможностями здоровья гарантированно могут получить образование только в специальных коррекционных учреждениях. Обучение в общеобразовательных регламентировано лишь ведомственными письмами и потому не имеет обязательного характера. Когда Москва примет новый закон, ситуация изменится. То есть, если родители ребенка решат, что их ребенок должен учиться в специальном образовательном учреждении, они смогут осуществить это свое право. А если сделают выбор в пользу интегрированного, то есть совместного обучения больных и здоровых (первые такие классы пока функционируют в Москве в режиме эксперимента, но уже принято решение открыть по одной-две школы, полностью приспособленных для колясочников, слабослышащих, незрячих, в каждом столичном районе), им обязаны предоставить и такую возможность. Имеется и другой вариант - обучения на дому. В том числе с использованием дистанционных технологий, что особенно актуально для всех, кто из-за специфики заболевания просто не может покинуть свою квартиру. Сегодня с помощью дистанционных технологий в Москве обучаются 1,5 тысячи детей-инвалидов, получая не только общее среднее, но и дополнительное образование.

Особые "привилегии"

Право выбора предполагается ограничить единственным условием - где и как учиться детям с ОВЗ, кроме их родителей, должны будут определять еще и специальные комиссии, состоящие из психологов, медиков и педагогов, чьи рекомендации нельзя будет сбросить со счетов.

Зато заручившись необходимыми рекомендациями для обучения, к примеру, в интегрированных школах, дети с особыми нуждами получат вместе с этим и особые "привилегии". Так, занятия физкультурой с ними предлагается проводить по специальным адаптивным программам, при необходимости - предоставлять им помощника или сурдопереводчика и даже доставлять к месту учебы. Кстати, в качестве оптимального предлагается установить такой состав инклюзивных классов - в одном классе или группе должны обучаться не больше трех учеников с "особыми нуждами" (а в школе должно быть не больше 10 процентов "особых" учащихся - и это никакая не дискриминация, а необходимость, иначе нашим инклюзивным школам, которых пока не так много, грозит опасность превратиться в коррекционные).

В законопроекте предлагаются и другие новые госгарантии. Например, выплата родителям детей с ОВЗ компенсаций (исходя из городских нормативов) за самостоятельное обучение их на дому по индивидуальным программам или за обучение их в негосударственных школах.

Авторы закона позаботились и об учителях, работающих в системе инклюзивного образования. "Если человек с ограниченными возможностями, у которого имеются серьезные нарушения здоровья, сам решил стать педагогом инклюзивной школы, он имеет право иметь помощника. Так обозначено в законе", - рассказывает Татьяна Потяева, заместитель председателя комиссии МГД по науке и образованию, в прошлом - директор одной из московских школ.

Впрочем, уже понятно, что самые затратные положения нового закона может серьезно подкорректировать кризис. Хотя депутаты Московской думы считают, что этот документ нужно принять именно в 2009-м, объявленном в Москве Годом равных возможностей, а не дожидаться лучших времен. Ведь никто не мешает сделать его "эшелонированным" - одни статьи "задействовать" в самое ближайшее время, а другие, которые невозможно реализовать быстро, заложить на перспективу.

"Если в классе есть слабовидящий, весь класс выучит азбуку Брайля"

Во многих европейских странах уже действуют законы об образовании детей с особыми потребностями. Случалось, что они разрабатывались и принимались - так же как это происходит сегодня в Москве - вдогонку сложившейся практике. Например, когда в Италии озаботились гуманизацией системы образования, то власти сначала взялись за создание инклюзивных школ и только потом занялись разработкой поддерживающего и закрепляющего этот опыт законодательства. Сейчас 90% детей с ограниченными возможностями обучаются в этой стране вместе со здоровыми сверстниками. Четко регламентировано, что в классе из 20 учеников могут обучаться два ребенка с теми или иными нарушениями. Причем если они слабовидящие, весь класс будет учить азбуку Брайля. Если глухие, то их одноклассники освоят язык жестов. В Норвегии к "особым" школьникам, обучающимся в общеобразовательных школах, прикрепляют взрослых наставников-тьюторов - они сопровождают своих подопечных и помогают им справиться с бытовыми, психологическими и учебными проблемами. Такие "персональные ассистенты" детей с особыми нуждами имеются в штатах инклюзивных школ. А в Канаде больных и здоровых обучают вместе, начиная прямо с детского сада.

Наталья Сергеева

Источник: izvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ