Архив:

Еще раз о конаковском маугли

Не так давно местные СМИ поведали небывалую историю о маугли из Тверской области. В ней сообщалось о мальчике с сильными задержками в развитии, жившем в доме родителей и содержавшемся в плохих условиях. По жалобе кого-то из взрослых, увидевших это, ребёнка отобрали у отца с матерью.

Забирали его с боем: родители не хотели отдавать сына. Мать в истерике кричала, что в больнице ему будет только хуже, отец бросался на сотрудников милиции.

Мальчик - инвалид с детства. Он не может говорить, есть самостоятельно, почти слепой. Родители показывали сына врачам. В 2001 г. ребёнок прошёл осмотр в клиниках Зеленограда и Москвы. Врачи вынесли решение, что он не обучаем и не может пойти в школу. От оформления ребёнка в специнтернат родители отказались. Живут они бедно, в недостроенном доме. Отец работает сторожем, мать - на ферме. Не пьют. Окна в комнате, где обнаружили мальчика, были заколочены. Ребёнок спал на досках голышом, весь измазанный в собственных испражнениях.

По данному случаю проводится проверка. Если будет собрано достаточно материала, то против родителей будет возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ. Сотрудники милиции утверждают, что это непросто. Да, условия содержания мальчика были недопустимыми. Но в таких условиях привыкли жить и сами родители. 13 августа мальчика доставили в Конаковскую больницу. Возможно, его вернут в семью, если родители выполнят требования соцзащиты. Мальчик не стоял на учёте в органах опеки и попечительства, т.к. у него есть родители, но был на учёте в центре «Семья» при отделе соцзащиты Конаковского района.

Комментарий главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации Конаковского района Надежды Хрустиковой:

- Речь идёт о 14-летнем конаковском мальчике Алексее Виноградове. Он признан инвалидом детства. Диагноз - «внутриутробное поражение центральной нервной системы, грубое отставание в нервно-психическом развитии, врождённая патология органов зрения». Для лечения родители возили его в Москву, Тверь. Есть отметки об обследовании врача из Конакова. Семья Алексея жила раньше в многоэтажке, потом переехала в свой дом. Родители спиртными напитками не злоупотребляют, но их материальное положение плохое. Ребёнка закрывали в доме, ограничивая в пространстве. Об этом узнали люди и забили тревогу. Так как дом был закрыт, представители органов опеки и врачи не могли попасть в него. Но 10 августа этого года им вместе с сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних Конаковского ОВД удалось проникнуть в дом и осмотреть ребёнка. Его обследовал В. Иванов, завпсихиатрическим отделением Конаковской ЦРБ. Сейчас мальчик находится в областной психиатрической больнице имени Литвинова (в пос. Бурашево Калининского района). Родители приезжают к нему и желают вернуть его домой в семью, обещая улучшить условия содержания и воспитания. За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей против них заведено уголовное дело. В конце сентября дело будет передано в суд. Он и решит - лишать родительских прав или нет.

Комментарий администрации Конаковского района:

- При выявлении ситуации, сложившейся в семье Виноградовых, 12 августа 2009 года при главе администрации Конаковского района было проведено расширенное совещание с привлечением ответственных лиц органов и учреждений профилактики правонарушений с целью анализа ситуации и принятия срочных мер.

Особое внимание было уделено работе органов здравоохранения, опеки и попечительства, непосредственно связанных с заботой о людях с ограниченными возможностями и в первую очередь - с детьми данной категории. Руководители вышеназванных служб были привлечены к административной ответственности. Был разработан ряд мероприятий по исключению подобных случаев на территории Конаковского района. Особую роль в данной работе призван играть «Совет по вопросам жителей с ограниченными возможностями», созданный при администрации Конаковского района в июле 2009 г. В состав Совета включены руководители всех общественных организаций инвалидов.

В то же время администрация Конаковского района обращает внимание на неприемлемую ситуацию: до сих пор нет начальника территориального отдела социальной защиты населения Конаковского района, являющегося руководителем органа опеки и попечительства. Предыдущий начальник был уволен в январе 2009 г., а нового руководителя ТОСЗ департамент социальной защиты Тверской области не может назначить до сих пор.

Александр Арсёнов

А ДОМА ВСЁ РАВНО ЛУЧШЕ»

Корреспондент «Каравана» побывал в «спецприёмнике» - Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД Тверской области

Учреждение, куда мы обратились, не совсем обычное. Для посторонних вход воспрещён. На окнах - металлические решётки, всюду замки - специфика работы обязывает, несмотря на то, что здесь находятся дети. Для них всё обустроено: кухня, столовая, спальни, игровые комнаты, бильярд, тренажёры. Но ничего лишнего. В помещениях порядок, необычная строгость во всём. Складывается впечатление, что здесь всё буквально вылизано - кристальная чистота, кровати заправлены идеально ровно. Сотрудники приложили немало усилий, чтобы добиться этого.

Ситуацию с воспитанием детей в особых условиях нам помогла оценить начальник Центра - Ольга Николаевна МИНЬКО:

- Наш Центр является учреждением закрытого типа. Содержатся у нас обычно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Хотя чаще попадают дети, длительное время совершающие правонарушения, в возрасте от 9 до 14 лет. Основанием для помещения в Центр может быть постановление начальника горрайотдела милиции. В соответствии с ним ребёнок содержится до 48 часов. По постановлению федерального судьи нарушитель может находиться у нас до 30 суток.

Около 90% наших воспитанников - это дети из «неблагополучных» семей. И конечно, больше мальчишек. Содержится наш «спецконтингент» за счёт областного бюджета, а здание Центра - на средства федерального. Эффективно нас поддерживает прокуратура Центрального района города Твери, иногда находятся спонсоры, также оказывающие реальную помощь.

К сожалению, существует рецидив правонарушений среди наших подопечных, хотя и незначительный. С ними необходима работа психолога. Содержание детей с явно выраженными признаками психических расстройств исключено. Малолетние правонарушители из стран СНГ направляются крайне редко. Их, как правило, быстро возвращают родственникам.

Случалось, что дети хотели сами остаться здесь, лишь бы им разрешили курить. Однажды к нам поместили мальчика, который периодически совершал проступки. Но по малолетству не подлежал никакой ответственности. Он сам решил остаться у нас. Вернувшись через некоторое время из дома в Центр, заявил: «Я пожил дома, пива попил, покурил, а теперь я снова хочу сюда». Ему объяснили, что для этого необходимо постановление судьи. Подросток пришёл в Центральный РОВД и попросил оформить на него такое постановление. Конечно, добровольно возвращаются редко. Упрямая статистика утверждает, что ребёнок из «неблагополучной» семьи возвращаться к нам не желает. Большая часть стремится вернуться в семью. Даже несмотря на то, что там не всегда благоприятная обстановка: дети подвергаются издевательствам, родители пьянствуют, об элементарном воспитании и говорить не приходится.

Основной принцип наших сотрудников - терпение по отношению к детям. Это достаточно сложно. И не все поступающие к нам на работу способны соблюдать такие требования. В учреждении существует режим, который согласован с Санэпиднадзором УВД Тверской области. Дети приучаются к труду и самостоятельности. В первой половине дня с ними занимаются воспитатели и психологи, во второй - учителя по курсу средней школы.

Но, тем не менее, достойное воспитание подрастающего поколения напрямую зависит от взаимоотношений в самой семье и нормальной обстановки в ней.

Для объективного освещения проблемы обращаемся к юным правонарушителям, которые поражают своей детской непосредственностью и откровенностью. Вместе с тем в наивных рассуждениях ощущается здравый смысл.

Света, 14 лет, из относительно благополучной семьи:

- Я попала сюда впервые за то, что убегала из дома. Связалась с плохой компанией. Потом пошло-поехало. Хотелось быть взрослой. Но всё оказалось далеко не так. Оказывается, чтобы быть взрослой, нужно много знать. Здесь условия нормальные, но возвращаться сюда не хочется. Хочу быстрей домой, увидеть родителей. Кормят здесь хорошо, готовят вкусно. Красивое постельное бельё. Мы здесь учимся. В помещениях чисто. Но всё равно свобода дороже, потому что здесь во многом мы ограничены. Не позволишь себе того, что можно позволить дома. Очень быстро понимаешь, что попал сюда за плохие дела. Думаю, что больше ничего плохого делать не стану.

Миша, 10 лет, семья из категории «неблагополучных»:

- Я здесь уже в четвёртый раз. Первые три раза был за совершение краж, сейчас - за угон машины. Я завёл двигатель, проехал несколько метров и врезался в забор. У меня просто «чешутся руки». Ничего с собой поделать не могу. Сейчас хочу домой. Попадать сюда больше не стану. Я многое умею делать сам - и пуговицу могу пришить, и брюки погладить, и еду приготовить. Но здесь без мамы и без братьев скучно. У меня ещё три брата и две сестры. Дома всё равно лучше.

Виктор Берг

Источник: karavan.tver.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ