Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Город неравных возможностей

Виктор Егерев с мамой Людмилой. Фото ИнфопорталаПо данным управления социальной защиты населения Зеленограда, в городе проживает около 500 человек, для которых самостоятельное передвижение по городу представляет серьезную проблему. Это инвалиды по слуху, зрению, инвалиды-колясочники, инвалиды-опорники. Казалось бы, что такое 500 человек для города с населением в 210 тысяч? Какие-то две десятых процента...

Только эти цифры не имеют никакого значения, если вы - один из них. Да и никто не застрахован от того, чтобы однажды не оказаться в числе этих людей и стать затворником собственной квартиры.

Городские препятствия

Ответ на вопрос «Как человек в инвалидной коляске может самостоятельно передвигаться в Зеленограде?» прост - «Никак!».

Виктор Егерев - бодрый и общительный молодой человек. На инвалидной коляске он с детства, сейчас ему 30 лет. Когда они с мамой Людмилой гуляют по своему 12-му микрорайону, с ними здоровается каждый второй житель. Сейчас они возвращаются домой с паралимпийских игр в Малино и согласились наглядно продемонстрировать, как город приспособлен к тому, что в нем живут люди с ограниченными возможностями.

Водитель припарковал автобус так, чтобы коляска смогла в него заехать, но первый же бортик при заезде на тротуар возле автобуса стал препятствием - чуть не отскочила шина инвалидной коляски, ее пришлось поправлять. «Российская резина не держит коляску. Через 2-3 года она приходит в негодность, - комментирует Виктор и добавляет: - Каждый бортик - кошмар»... Людмила помогает сыну оказаться в салоне автобуса, и мы едем на Панфиловский проспект.

Низкопольные автобусы - единственный и удобный городской транспорт для инвалидов. Как было без них, живописует вот такая история нашего собеседника: «Как-то мне нужно было доехать из ДК домой. Я попытался вызвать такси, но мне ответили: «Иди нафиг. Безногих не возим». А когда все-таки приехали, денег взяли в 2 раза больше за дополнительный груз - коляску».

«Справедливости ради, надо сказать, что чаще встречаешь людей нормальных, готовых помочь. И еще хотелось бы сказать, что нельзя выходить на улицу обозленным на весь белый свет. Ведь никто ТЕБЕ ничего не должен», - считает Виктор.

Мы покидаем автобус. Съезд с тротуара возле корпуса 1204 оказывается скрытой ловушкой: передние колеса попадают в ямку за бортиком, и от удара с колен Виктора падает и рассыпается хозяйственная сумка. Он пытается дотянуться до выпавших на проезжую часть предметов, но, конечно, это невыполнимая задача, поэтому мы с Людмилой снова собираем сумку и водружаем ее на колени. Чтобы выехать из ямы, Виктору приходится снова взобраться на бортик, развернуть коляску и спуститься с тротуара спиной вперед, чтобы задние большие колеса спокойно преодолели препятствие. Никто из прохожих и внимания не обратит на маленький недочет строителей, тогда как для спускающегося спиной инвалида-колясочника он может стать роковым: по боковой дороге ездят машины.

Мы направляемся к магазину «Марка». Короткий отрезок пути (примерно 20 метров) - сплошные выбоины на дороге, но коляска с филигранным расчетом объезжает их: такое приходится делать несколько раз за день. «Марка» - единственный универсам в районе, куда Виктор может заехать, а внутри хоть как-то развернуться, чтобы не мешать другим покупателям. «Если я кого-нибудь задену - обматерят», - жалуется молодой человек, с трудом толкая коляску вперед по длинному пандусу. К середине руки устают опираться о квадратные поручни, они немилосердно врезаются в ладони, если человек толкает вперед свой собственный вес. Попробуйте подтянуться на квадратном турнике - и вы все поймете. К тому же, оба поручня расположены на разной высоте.

«Тебе помочь? - спрашивает мама и довозит коляску до верха, при этом ноги ее скользят по гладкой плитке наклонного пандуса. - Хорошо, сейчас не зима, когда в колеса забивается снег, а шины разъедает реагент», - говорит Людмила.

Выйдя из «Марки», движемся вдоль корпуса 1204, в котором расположена масса магазинчиков и салонов, многие входы оборудованы пандусами. Вопрос только, какими? Магазин «Подружка» - всего один поручень и сильный угол наклона. В стоматологию «Никор» инвалиду вообще никогда не попасть. Следующая станция «Сбербанк» - необходимое каждому жителю учреждение. За правый поручень рука Виктора взяться не может: он расположен впритык к стене, - как хочешь, так и забирайся. Когда Виктор с трудом поднялся наверх, оказалось, что тяжелая дверь открывается наружу, а крыльцо такое маленькое, что, чтобы открыть дверь, молодому человеку потребуется упасть со ступеней или скатиться по пандусу спиной вниз.

Дорога между «Маркой» и корпусом 1215 почти до самого дома Виктора тянется без тротуаров и огорожена заборчиками. Летом въезд машин на эту дорогу ограничен, но зимой ограничители убирают, чтобы могла проехать снегоуборочная техника, и тогда колясочнику никуда не деться: боковых дорог нет, везде бортики и заборы, хоть взлетай.

Через некоторое время мы доходим до дома 1211, где живет семья Егеревых, и видим образцовый пандус, который по инициативе Людмилы организовала управа района - в подъезде живут 4 инвалида-колясочника.

Людмила рассказала историю о том, как просила квартиру в доме с грузовым лифтом (в маленький лифт коляска не войдет). «Дайте мне хоть самую маленькую квартиру, только с грузовым лифтом. Иначе мой сын не сможет выходить из дома». Чиновник ответил: «А зачем вам с ним гулять? Он же у вас не ходит». «Извините, но даже с собаками ходят гулять два раза в день!». Этот аргумент оказался убедительным.

Жилые дома Зеленограда практически не приспособлены для инвалидов. В новых корпусах подъезды оборудуются пандусами, но, как правило, они очень крутые - самостоятельно инвалид не может по ним ни заехать, ни спуститься. Не везде в городе создана и «безбарьерная среда». Хотя за последние два года сделаны серьезные шаги в этом направлении, и съезды на пешеходных переходах - большое подспорье для инвалидов-колясочников, нельзя забывать, что в городе есть и инвалиды по зрению и по слуху, для которых требуется дополнительное техническое оснащение.

Человек на коляске отвоевывает у несовершенной инфраструктуры города каждый квадратный метр, и сражение не всегда заканчивается в его пользу: куда уж мышцам против бетона... Вот каждый из инвалидов и «устраивается» в городской среде как может. Пишут друг другу в интернете, к примеру на портале, где какой ширины дверь и где хороший пандус, а где никак не пройти. Препятствием становится любая мелочь: автолюбитель может поставить машину впритык к пандусу у входа в какое-нибудь здание, или на дороге окажется выбоина, которую не под силу преодолеть хрупким колесам инвалидной коляски. Кстати, служб по ремонту инвалидных колясок нет, каждый ремонтирует свое средство передвижения сам. Нормальная импортная коляска стоит больших денег - приблизительно 100 тысяч рублей.

Без работы

Во время нашей «прогулки» по городу Виктор рассказал о себе. «Я учился в МИЭТе, выучился на программиста широкого профиля. Люди этой профессии получают от 30 до 50 тысяч рублей, но когда я говорю, что я инвалид, мне предлагают полторы тысячи рублей и удивляются: а зачем тебе деньги, ты же инвалид!». Официально ему ни разу не удалось устроиться на работу, работодатели отказывали под разными предлогами. Сегодня инвалиду даже с высшим образованием предлагают, например, быть фасовщиком презервативов, 7 копеек штука, и проверять их на дырявость-недырявость. Или собирать дома рыболовные крючки, тысячу штук в день по 5 копеек за штуку. Причем работодатели зачастую «забывают» занести деньги.

Устроиться инвалиду на работу через Центр занятости не получается, подходящих вакансий практически нет. Но существует государственная программа по финансированию предприятий, которые готовы создавать рабочие места для инвалидов. Так, в Зеленограде проводится общегородской конкурс проектов по созданию и модернизации рабочих мест для инвалидов, победители которого получают безвозмездную субсидию из бюджетных средств от 750 тысяч до 2 миллионов рублей. Полученные средства могут быть использованы на закупку и монтаж оборудования, на строительно-монтажные работы. За последние три года на предприятиях Зеленограда за счет госсубсидий было создано полсотни рабочих мест в торговле, сфере бытовых и медицинских услуг. Инвалиды смогли устроиться на работу парикмахерами, поварами, администраторами, кулинарами, операторами, медицинскими работниками, врачами, косметологами.

Реальная помощь

Безусловно, государственная поддержка инвалидов существует. Людям с ограниченными возможностями оказывается реальная помощь. В частности, проблемами инвалидов занимается окружное управление социальной защиты населения совместно с органами исполнительной власти и общественными организациями.

В округе проводятся различные спортивные и культурные мероприятия, в том числе паралимпийские игры, окружные этапы Фестиваля прикладного искусства и ремесленничества людей с ограниченными возможностями «Я такой же, как ты».

В мае в городе проходила благотворительная акция, где семьям с детьми-инвалидами помогали подготовиться к школьному баллу, в августе благотворительную акцию по сбору подарков для детей-инвалидов провел магазин «Детский мир», в сентябре на площади Юности прошел фестиваль в помощь зеленоградским детям-инвалидам.

Но никакая государственная или общественная организация, никакая разовая благотворительная акция не сделает для людей с ограниченными возможностями так много, как понимание и сочувствие окружающих - их соседей, знакомых, да и просто прохожих. Достаточно просто быть чуть внимательнее и добрее друг к другу, и жизнь многих людей изменится в лучшую сторону. В конечном итоге, все зависит от нас с вами.

Алеся Лонская, Анастасия Новикова
Фото Инфопортала

Источник: netall.ru