Архив:

Фронтовая история

Эту историю мне рассказала моя бабушка, которая за свою долгую жизнь пережила не одну войну. Но эта история, случившаяся в Великую Отечественную войну, запомнилась мне на всю жизнь своей необычностью. И если бы я не услышала ее от родной бабушки во всех подробностях, я бы никогда в нее не поверила - настолько она кажется нереальной, учитывая масштабы нашей страны, особенно в то время.

Итак, во время войны бабушка с детьми была в эвакуации, в Перми, и работала в военном госпитале. По окончании войны, в мае, в Москву потянулись не только здоровые солдаты, пришедшие с войны, которым некуда было возвращаться - родные угнаны в Германию, дома сожжены, но и инвалиды без рук и без ног, увечные, контуженные, которым просто некуда было больше идти. И когда все вокзалы Москвы оказались переполненными калеками, просившими подаяния, правительство постановило вывезти всех инвалидов за пределы Москвы, очистив от них город.

В Перми, бывшей в то время большим городом, региональным центром, находился самый крупный госпиталь, в котором и работала моя бабушка. И потянулись в Пермь эшелоны с инвалидами. Это было что-то невероятное. Поезда день и ночь приходили на вокзал города и из них выгружали больных, несчастных, обездоленных людей, лишившихся всего в этой жизни. Их было такое количество, что все госпитали города оказались мгновенно переполненными, а поезда все шли и шли, и не было им конца...

Бабушка, собиравшаяся вернуться из эвакуации, оказалась настолько занята работой - в госпитале попросту не хватало рук, что возвращение пришлось на время отложить. О зверствах фашистов во время войны, в то время не утихали разговоры во всех палатах госпиталя. И живое тому доказательство был один инвалид, у которого не было ни рук, ни ног, и даже языка - его вырвали немцы во время пыток в гестапо. Лицо было изувечено до неузнаваемости, тело все в шрамах. Этот несчастный лежал на своей койке и постоянно смотрел в потолок. Никто не знал ни его имени, ни фамилия, ни кто он такой и откуда родом. Документов при нем не оказалось, а говорить он, естественно, не мог. В той же палате лежал еще один фронтовик - молодой парень, который никак не мог смириться с тем, что у человека нет даже имени.

И он решил восстановить справедливость. Часто и участливо помогая ухаживать за этим несчастным, в попытках завести с ним своеобразный диалог, он сумел расположить к себе ожесточившегося, полностью ушедшего в себя человека, и путем простого перечисления имен, он узнал, что его зовут Николай. С фамилией дело обстояло сложнее. Парнишка нарезал из бумаги карточек, на каждой из которых написал по букве всего алфавита, и показывая буквы Николаю, сложил - таки из букв и его фамилию. Это было большим успехом. Постепенно у него сложились с Николаем доверительные отношения, и он даже научился читать его взгляд. Николай уже не был таким озлобившимся на весь мир человеком, каким его привезли в госпиталь. Постепенно он привыкал и к людям, и к доброму отношению тех, кто оказался в похожей ситуации. От него удалось узнать, как он лишился языка и конечностей, а также и то, что у него до войны была жена и дети. А главное, не сразу, но все-таки он сумел дать понять, что сам он родом из этого же города, из Перми, и до войны жил именно здесь, и на фронт уходил с того же вокзала, на который его и выбросили после войны несчастным калекой.

Постепенно парень, как бы взявший шефство над Николаем, заметил, что у того меняется взгляд, когда в палату заходит одна из санитарок. Николай как бы светлел при ее виде, но в тоже время, было заметно, что он старается это тщательно скрыть от окружающих. Но от смышленого парнишки это не ускользнуло, и немного подумав, он решил подойти к той санитарке и поговорить с ней о Николае. Каковым же было его удивление, когда обнаружилось, что и у Николая и у той санитарки оказалась одна и та же фамилия. И уж совсем немного времени потребовалось на то, чтобы выяснить, почему же так изменялся в лице Николай при ее появлении. Ведь это была его собственная жена. Она попросту не узнала в этом изувеченном войной лице, и лишенном конечностей теле, своего родного мужа. Но вот Николай узнал ее сразу же, при первом ее появлении. И единственное, что удерживало его от эмоций - это его убежденность в том, что он не имеет права портить ей жизнь, давая знать о себе, о том, что жив, и о том, что находится совсем рядом с ней. Но Николай недооценил своей жены, ее характера, и силы ее любви к своему мужу. Она не сразу, с большим трудом, но все-таки узнала его. И счастью ее не было предела. Она немедленно сообщила всем, что ее муж не должен оставаться в госпитале и что она забирает его домой - ведь у них дома дети, которые ждут отца с фронта. И пусть даже в таком состоянии, но он не перестает оставаться для них отцом, а для нее мужем.

Так и закончилась эта невероятная история. Николай был по настоящему счастлив. Это было видно по его сияющим глазам. И еще в них была видна гордость за то, что у него такая верная и любящая жена. Очень скоро она забрала Николая домой, к себе и детям. И можно только искренне восхищаться этой русской женщиной и радоваться за ее мужа, а также за то, что несмотря ни на что, у этой истории оказался такой счастливый конец.