Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Школа без барьеров

В первый день нового учебного года президент России Дмитрий Медведев побывал в школе N 518. Такие школы - пока еще редкость даже для Москвы, объявившей 2009-й Годом равных возможностей. 17 из примерно 400 ее нынешних учеников - дети, страдающие порой очень серьезными нарушениями и недугами. Востребованный и во всех смыслах оправдавший себя столичный эксперимент по инклюзивному, то есть совместному, обучению больных и здоровых детей в ближайшее время распространится на весь город: в каждом районе должна появиться как минимум одна школа, где дети в инвалидных колясках станут учиться и общаться со сверстниками, которые могут свободно ходить и бегать.

518-я школа, как признался президент, произвела на него очень позитивное впечатление. Напомним, что опыт по инклюзивному обучению она начала одной из первых в Москве, еще четыре года назад. Правда, тогда гуманный эксперимент, суть которого - не изолировать больных детей от здоровых, а обучать их вместе, стартовал не во всех 10 школах ЦАО, к тому моменту успевших подготовить учителей.

Удивительное дело: при том что трех "особых" детей на один инклюзивный класс вполне хватает, а в Москве около 26 тысяч детей-инвалидов, набрать кандидатов на обучение в таких классах в нескольких школах оказалось почти нереально.

- Наверное, родители не поверили, что все это всерьез, что детям с особыми нуждами будет комфортно в обычных школах, что их здесь не обидят, - с сожалением отреагировали на недобор учителя-добровольцы, прослушавшие 500-часовой спецкурс, прочитанный им дефектологами, логопедами и психологами.

Впрочем, у родителей малышей, особенно прикованных к коляскам "опорников", для опасений имелись веские аргументы. Один из главных - отсутствие лифтов в школьных зданиях. К примеру, ученицу 518-й школы Олю Лобанову (ту самую девочку с ДЦП, что первого сентября подарила президенту Медведеву тетрадку своих стихов и поинтересовалась, часто ли он целует своих детей и жену) по школьным лестницам долгое время приходилось носить вместе с коляской ее маме Ирине и оплачиваемой семьей Лобановых наставнице-тьютору, помогающей Оле на уроках. Теперь - другое дело: на всех этажах Олиной школы установлены подъемники для инвалидных колясок. Такие же должны появиться и в других столичных школах: в 2009-м, объявленном в Москве Годом равных возможностей, город отпустил на оборудование школьных зданий подъемниками 150 млн рублей.

- Детям даже с такими тяжелыми нарушениями, как ДЦП, но с сохранным интеллектом необходимо дать возможность учиться в обычных школах. Это просто необходимо для их социализации - они должны чувствовать себя нормально в любом детском коллективе, а не только среди себе подобных. С другой стороны, для здоровых детей это тоже очень важно, их нужно учить быть толерантными, - рассуждает Татьяна Потяева, заместитель председателя комиссии МГД по науке и образованию, в прошлом - директор одной из московских школ. - Пока нам не хватает опыта, специалистов для "смешанных" классов, методических материалов и пособий. Но все-таки главное препятствие - неприспособленная инфраструктура.

Безбарьерная среда - пусть даже не в масштабах целого города, а всего лишь отдельно взятой школы - для Москвы все еще больная тема. Заместитель руководителя столичного департамента образования Татьяна Гусева недавно призналась - для маломобильных в Москве не оборудованы даже спецучреждения. К примеру, в интернате N 17, где учатся дети с ДЦП, лифт имеется только в одном корпусе из трех, да и тот установили только в прошлом году.

Проблема еще в том, что наши типовые проекты, если и поддаются переделке в общедоступные, то не полностью. Установить пандусы и мобильные подъемники в столичных школах, конечно, реально, но вот эвакуировать учеников в инвалидных колясках с верхних этажей в случае пожара - уже нет. Первый замглавы Москомархитектуры Пшимаф Шевоцуков, назначенный Юрием Лужковым "главным по доступности" всего, что проектируется и строится в Москве, сообщил этим летом, что специалисты, рассмотрев все варианты, пришли к единодушному решению - начать разработку новых типовых проектов школ и детских садов, приспособленных для всех без исключения особых "детей" - колясочников, глухих, незрячих... Пока же по одной-две школы и детских сада, полностью доступных для детей с особыми нуждами, должны появиться в каждом столичном районе.

В полную силу программа инклюзивного образования заработает в Москве только тогда, когда будет принят новый столичный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья". Законопроект обсуждался на заседании столичного правительства, этим летом доработан и представлен на подпись мэру и уже этой осенью поступит на рассмотрение в Мосгордуму.

СПРАВКА "МОСКВЫ..."

В образовательных учреждениях столицы обучаются больше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями, что составляет примерно 5% всех учащихся столицы. 19 тысяч из них имеют статус инвалидов. Если раньше они посещали в основном специализированные учреждения или обучались на дому, то сегодня 49% из них ходят в общеобразовательные и только 35% - в коррекционные школы. Как рассказала "Москве..." руководитель столичного департамента образования Ольга Ларионова, в экспериментальный режим интегрированного обучения в прошлом учебном году включились 54 учреждения Центрального, Южного, Северо-Восточного и Западного округов. А в новом учебном году их стало вдвое больше.

Наталья Сергеева

Источник: izvestia.ru