Архив:

Е. Стреблева: умственно отсталым детям нельзя замыкаться в семье

Дети с нарушениями интеллектуального развития в нашей стране всегда учились в специализированных школах и школах - интернатах. Сегодня есть отдельные случаи, когда они учатся в обычных общеобразовательных школах. О том, как с ними работают учителя и как их воспринимают одноклассники, в интервью РИА Новости рассказала заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики Российской академии образования Елена Стребелева.

- Елена Антоновна, учиться в современной школе и здоровому ребенку непросто. Нужно ли это детям с нарушениями интеллектуального развития?

- Да, нужно. Обучение вместе со здоровыми сверстниками не только повышает их умственные способности, но и помогает их социализации, которая невозможна при общении только со взрослыми. Дети школьного возраста формируют отношение к миру через предметно-игровую и сюжетно-ролевую деятельность, пусть при помощи взрослых, но с ориентацией на сверстников. Приняли тебя в игру или нет? Почему не приняли? Как сделать так, чтобы приняли? Именно усвоение норм поведения крайне важно для умственно отсталых детей, хотя в обычной школе они могут не успевать усваивать программу.

- Как же они учатся вместе со всеми?

- У них индивидуальная программа обучения, собственное расписание занятий. Для них создают специальные педагогические условия: на занятиях в малых группах, индивидуальных уроках они усваивают программный материал. Но главное для них научиться работать со сверстниками. Поэтому важно, чтобы учитель подбирал для них задания, при выполнении которых ребенок оказывался бы в ситуации успеха при сверстниках.

Еще одно обязательное условие - наличие в школе специалистов учителей-дефектологов и тьюторов. Темп усвоения материала у таких ребят снижен, они не могут быстро понять условия задания и переключиться с одного задания на другое, поэтому им требуется больше практических заданий и наглядных материалов.

Был случай, когда в одной из школ, несмотря на наши возражения, решили, что обойдутся без индивидуальных программ. До школы с детьми занимались наши сотрудники, они читали, писали - у них была готовность к обучению. Ребят отправили в обычные классы, и дополнительно они посещали коррекционные занятия. Нагрузка оказалась запредельной. Наступило так называемое «охранительное торможение» - период, когда умственно отсталые дети перестают усваивать новый материал и даже могут потерять накопленные знания. В итоге к нам обратились их родители, условия обучения были пересмотрены, и дети снова начали учиться.

- Сегодня работают не только инклюзивные школы, но и детские сады. С какого возраста умственно отсталый ребенок может быть включен в общий поток?

- Если ребенок с задержкой умственного развития находится в комплексной реабилитации с младенчества, его можно включить в детский коллектив уже с трех лет. По общению, навыкам самообслуживания, социальному развитию он приближен к нормально развивающимся сверстникам. Тяжелые ребята, например, дети с синдромами Дауна, могут быть включены в общий поток, как показывает наш опыт, уже к пяти годам, а к семи - пойти в общеобразовательную школу.

Но важно начать занятия с такими детьми с младенчества. Бывает, что родители обращаются к нам слишком поздно: ребенку пять лет, а он не говорит, и это значит, что шанс на обучение в общеобразовательной школе упущен.
- Как здоровые дети принимают ребят с нарушениями интеллектуального развития?

- Легко. У них нет предвзятого отношения к нашим детям, и они даже стараются их опекать. Но установки и образец эмоционального отношения все-таки дает учитель. Если он пренебрегает ребенком-инвалидом, то и ученики перестанут его принимать.

А педагоги общеобразовательных школ, к сожалению, с трудом принимают наших детей. И дело не в том, что у них нет педагогических технологий работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития, просто им тяжело работать с теми, кто не всегда понимает их инструкции. Они привыкли общаться с классом в традиционной форме, а нашим детям нужно личностно-ориентированное общение. Допустим, для приветствия класса обычно достаточно взгляда, а к нашему ребенку нужно подойти и сказать: «Как хорошо, что ты приехал, ты хорошо выглядишь, молодец, что не опоздал». Ему, действительно, было трудно встать, одеться, собраться, поэтому ему просто необходимо поощрение и учительское тепло - чтобы хоть парой фраз его выделили. А этого тепла у педагогов зачастую не хватает.

- Все ли ребята с задержками умственного развития могут учиться в инклюзивных школах?

- Нет, инклюзия не для всех. Ребята с легкой или умеренной умственной отсталостью готовы к инклюзивному образованию при условии, что с ними занимаются с первых месяцев жизни. Детям с тяжелой, глубокой формой умственной отсталостью мы, как правило, рекомендуем индивидуальное образование или в специализированных группах. Но важно понять, что замыкаться в семье все равно нельзя. Лучше начать с надомного обучения, а затем постепенно включаться в занятия в малых группах при Центрах психолого-педагогической помощи (или реабилитационных центрах). Таким детям, возможно, не стоит обучаться в обычной школе. Для них большое количество людей это эмоциональная нагрузка, и это может отрицательно сказаться на их поведении.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ)

Источник: РИА Новости

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ