Архив:

Палки в колеса

В числе первых в этом году в вузы были зачислены абитуриенты-инвалиды. Корреспонденты "РГ" решили узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться студентам с ограниченными возможностями.

На лекцию - с диктофоном

В Уральской медакадемии сознательно отказались от создания особых условий для обучения инвалидов.

- Колясочники к нам и так не пойдут, - поясняет проректор по учебной работе Надежда Давыдова. - С обучением других категорий инвалидов у нас проблем нет. Корректировать под них учебные программы нет необходимости - никто с такой просьбой не обращался. Некоторые из них учатся настолько успешно, что получают еще и второе медицинское образование, как, например, наша выпускница медико-профилактического факультета, которая после интернатуры снова взялась за учебу и получила диплом лечебного факультета.

Больше всего инвалидов обучаются в Уральском госуниверситете: и раньше в год поступало около 25 человек, а в этом - более сотни.

- Наши корпуса не очень-то приспособлены для обучения инвалидов-колясочников. Но студенты справляются - с помощью товарищей, - отмечает проректор УрГУ Сергей Рогожин. - Методика же обучения слабовидящих и слабослышащих студентов разработана давно. Многие такие студенты стали уже и кандидатами, и докторами наук.

Второкурсница философского факультета Инна Синягина, у которой проблемы со слухом, ходит на лекции с диктофоном - записывает лекции, чтобы в общежитии прослушать еще раз с нужной громкостью. "Я отношусь к учебе в вузе, как к покорению вершины, - говорит она. - Все-таки в спецшколах нас обучали по щадящему варианту".

А вот слабослышащая режиссер Марина Крашенинникова, окончившая Свердловский театральный институт, уверена: "Никаких особых условий для инвалидов создавать и не надо, им нужно вливаться в общество. Нас и так усиленно изолируют в школах-интернатах".

Елена Леонтьева, председатель областного общества инвалидов-колясочников, считает, что только инклюзивное, в обычных вузах, образование позволяет инвалидам адаптироваться к жизни:"Острой проблемой остается уровень школьной подготовки инвалидов: сказываются недочеты образования на дому и облегченная программа многих спецшкол".

Нужен сурдопереводчик

Вопреки тяжелому недугу Наталья Евдошенко стала заочницей-первокурсницей факультета психологии Самарского государственного университета. У девушки серьезная форма ДЦП. Чтобы выдержать экзамен, Наталье понадобилась дополнительная услуга: вуз из числа преподавателей выделил ассистента, который помогал записывать ответы. А сейчас ей помогают ребята-однокурсники с более легкой формой инвалидности, которые так же, как и она, работают в самарской городской ассоциации колясочников "Десница".

В их студенческой группе восемь человек с ограниченными возможностями по здоровью. Условия созданы: в университете установлен пандус, есть специальная туалетная комната.

Аня Левченко и Катя Павлова учатся в Академии культуры. Обе девочки глухие. Вуз не смог предоставить им постоянного сурдопереводчика - ставку можно было бы ввести при условии набора целой группы ребят с инвалидностью по слуху. Выход из положения пытаются найти родители: мамы девушек стали посещать лекции, а вечерами они поясняют материал дочерям.

В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии также традиционно обучаются студенты с инвалидностью. По словам проректора по учебной работе Ирины Ильиной, в вузе всегда толерантно относились к таким ребятам. Но вот для "колясочников" здесь нет ни пандуса, ни подъемного устройства.

Знания первого этажа

Один из лидеров по льготникам, в числе которых есть и инвалиды, стал Санкт-Петербургский госуниверситет - 312 человек.

- Правда, есть проблема "липовых" льготников, - говорит начальник отдела профессионального образования комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Александр Матвеев.

При этом проверить подлинность справок об инвалидности можно не всегда, особенно если абитуриент из другого региона, а документы прислал по почте. Некоторые вузы заявили, что будут проводить поголовную диспансеризацию среди первокурсников. И часть фальшивых инвалидов сразу отпала.

По словам представителей Всероссийского общества инвалидов, большинство студентов-инвалидов имеют терапевтические заболевания. Для тех же, кто передвигается только в коляске, вузы города по-прежнему недоступны.

- Вузов, в которых могли бы учиться колясочники, в Санкт-Петербурге просто нет, - говорит Алексей Масалев, председатель отделения общества инвалидов. - В прошлом году я сам поступал, но так и не смог найти учебное заведение, где без обеих ног мог бы учиться очно.

В некоторых вузах поставили пандусы на входах, но толку от этого мало: в самом здании те же лестницы и узкие коридоры. Пока единственный выход для студентов-колясочников - дистанционная форма обучения.

- Здания старой постройки сложно оборудовать лифтами и пандусами, - признает Александр Матвеев. Все это требует значительных капитальных вложений. Вузы стараются находить альтернативные варианты. Я знаю, что в одном институте, где учится девушка-колясочница, студенты организовали дежурство: каждое утро они встречают ее у здания вуза и помогают подняться по лестнице. А иногда занятия групп, где есть инвалиды, переносят на первый этаж.

Анна Шепелева, Евгения Цинклер, Ксения Дубичева

Источник: rg.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ