Архив:

Люди с ограниченными возможностями?

Они идут наперекор своей судьбе каждый день, преодолевая себя и то давление, которое, порой, приходится испытывать от таких, как мы, - «здоровых». Те, кто волею судьбы стал инвалидами, еще более чувствительно относятся к окружению и всему новому в жизни. Их опорой зачастую становятся родные, друзья...

Хорошо, когда поддержка осуществляется и со стороны педагогов. Именно они, как никто другие, наравне с близкими должны бы помогать детям наиболее безболезненным способом адаптироваться в обществе. Но случается и такое, что эта, казалось бы, прочная опора дает трещину. А школа становится местом закалки нервов и быстрого взросления.

С виду они самые обычные люди. Но их выделяет из толпы одно - жизнерадостность. Церебральный паралич, бронхиальная астма, сахарный диабет, эпилепсия. Это далеко не полный список тех страшных болезней, которые ломают человеческую жизнь не только внешне, но и внутренне. А чтобы жить с таким диагнозом и бороться за право быть признанным в обществе, нужно иметь силу воли.

***

Нашу героиню зовут Василина. Инвалид 3-й группы, она не понаслышке знает о том, каких усилий стоит реализация учебного процесса.

Обучение девушка прошла в обычной общеобразовательной школе. Учеба была в радость. Но вот предвзятое отношение и постоянное запугивание со стороны учебного руководства о переводе во вспомогательную школу (коррекционную) за пару троек в четверти стали для Василины началом хождений по мукам.

«Если раньше я могла пробыть в школе с 8 до 18 вечера, мне это было ничуть не в тягость, то теперь я просто не могла досидеть до конца занятий... Несмотря на все мои старания, даже участие в спортивных соревнованиях, это было скорее доказательство себе, а не им, что я могу как ВСЕ. Мое упорство было бесполезным, пустым звуком».

Среди тех, кто наиболее лояльно относился к Василине, были учителя химии и биологии. Возможно, поэтому предметы и стали любимыми, и определили выбор профессии.

«В 10 классе новый коллектив ребят, не зная о моей болезни, принял меня очень хорошо. Не ожидая такого поворота, некоторые преподаватели в открытую выставляли меня не в самом лучшем свете». И снова сформировали негативное отношение ко мне.

В надежде испытать себя, в очередной раз Василина отправляется в Михайловский колледж-интернат в Рязанской области. Здесь ведется обучение как учащихся общеобразовательных школ, так и ребят с различными заболеваниями. И поступление проходит три раза в год. Основной упор в учебном процессе делается на экономику, бухгалтерский учет, информатику.

Вступительные испытания оказались сложными не только для Василины, но и для большинства желающих поступить. Математика, русский язык (где знание всевозможных правил - обязательный элемент) и, наконец, логика. Задание состояло в том, чтобы решить за минуту как можно больше задач. Взрослые, пришедшие поддержать своих детей, недоумевали от уровня сложности заданий. И при всем желании - ничем не могли помочь детям. Я оказалась в числе тех, кто не прошел. Единицы выполнили норму проходного балла. Но я не расстраиваюсь, так как в этом колледже для инвалидов определен возрастной ценз поступления - от 16 до 30 лет. Так что, все впереди!»
Не падая духом, она спешит обратно в Киров.

Статистика утверждает, что только 5-10% инвалидов могут обучаться в вузе и вести нормальную жизнь.

Очередная проверка на прочность - поступление в вуз. Выбор Василиной ВГСХА оказался не случаен. Во-первых, объяснила девушка, только там есть необходимая медицинская помощь - кардиологи, которые смогут в случае чего помочь. «Помимо этого вуза пробовала подавать документы в медицинскую академию. Но, только заглянув одним глазом в справку о здоровье, приемная комиссия тотчас возвратила документы обратно». Естественно, речи о сдаче экзаменов не могло и быть. Особенно поразила, вспоминает Василина, реакция деканата: «Такие люди не живут! А вы пришли поступать...» Дверь в медицинскую академию теперь окончательно наглухо закрылась. Да и желание после таких слов у девушки пропало.

«Болезнь моя такова, что может проявиться спонтанно. У некоторых симптомы проявляются от перегрузок или банального эмоционального расстройства. Кардиостимулятор помогает поддерживать и увеличивать количество ударов сердца до оптимального уровня. Так как, в отличие от нормального сердцебиения, мое проходит медленнее. Его ношу с собой, и в случае чего - применяю, чтоб не прерывать учебу.

Выбор специальности в ВГСХА привел Василину в тупик. А его надо было бы делать на тот момент скорее. «В моей родне все экономисты,- признается она. - Мама была в шоке, когда я сказала, что поступила на биологический на специальность зоотехник-зверовод».

В большинстве вузов студентам определенных категорий предоставляются социальные стипендии. Инвалиды входят в это число. Но есть ограничения по ее выплате. «Так, - поясняет Василина, - она выдается только инвалидам первой (считается нерабочей) и второй группы. А что делать тем, у кого третья (рабочая) группа? Теперь, когда из второй группы меня перевели в третью, я не буду получать социальную стипендию. Без нее будет тяжелее...»

Несмотря на неприятности, пережитые в школе, Василина мечтает стать учителем. Как бы то ни было парадоксально! Изначально все люди считают себя нормальными, полноценными, просто матушка-природа наделяет нас разными способностями. Некоторые учителя, по-видимому, этого урока, к несчастью, или не знают, или не хотят понимать, калеча тем самым души еще маленьких людей.

К сожалению, цель Василины недостижима, так как люди с ее диагнозом не допускаются работать в образовательных учреждениях. А ей так хочется быть понимающей и терпеливой по отношению именно к детям. Чего так и не довелось увидеть Василине в ее школе.

«И все-таки я очень хочу поступить в ВятГГУ и получить второе высшее образование - педагогическое. Хотя бы для себя...»

Мнение: Мама инвалида с детства Смирнова Людмила Аркадьевна рассказывает: «Через некоторое время после того, как моя дочь Мария стала принимать участие в различных физкультурно-оздоровительных и культурно-развлекательных мероприятиях, акциях, организуемых Кировским отделением «Молодой Гвардии» (начальник - Алексей Кузьмин), Областной комиссией по работе с молодыми инвалидами КОО ВОИ, клубом молодых инвалидов г. Кирова «Виктория» и Первомайской районной организаций инвалидов, под руководством чуткого и доброжелательного человека Барбаренко Лидии Алексеевны, из замкнутой, стеснительной девушки она превратилась в настоящую активистку организации, приобрела много друзей, знакомых, лучше стало ее самочувствие и укрепилось душевное равновесие. Наш пример не единственный. Главное - верить в свои силы, и тогда все обязательно получится».

Александр Пестов,
координатор
Кировского регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России»
по взаимодействию с общественными объединениями инвалидов

Опубликовано на сайте Кировского РШ МГЕР

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ