Что ждет 38 776 000 российских пенсионеров после 1 января 2010 г. Законы об изменениях в пенсионной системе вступают в силу 1 января 2010 г. Вопросов они вызывают немало. Главный - станет ли от этих перемен лучше?
Как пояснила управляющая отделением Пенсионного фонда РФ по Курской области Валентина Романова, будущие преобразования не являются новой реформой пенсионной системы. Речь идет о ее совершенствовании в интересах граждан страны, так как основной целью всех преобразований является повышение пенсионного обеспечения нынешних и будущих пенсионеров.
Новые законы направлены не только на будущих пенсионеров, но и на тех, кто уже вышел на пенсию. С 2010 г. будет проведена валоризация пенсий.
Валоризация пенсий - это повышение пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до 1 января 2002 г. При этом валоризация коснется не только действующих пенсионеров, но и граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 г. и пока еще не достигших пенсионного возраста.
Таким образом, в первую очередь валоризация - это возврат пенсионного долга людям, работавшим в советское время. В ходе валоризации расчетный пенсионный капитал будет увеличен на 10 процентов, и еще на 1 процент за каждый год стажа до 1991 г. Для каждого гражданина повышение пенсионных прав будет осуществлено индивидуально в зависимости от трудового стажа. При этом увеличение на указанные проценты касается только пенсионного капитала, сформированного на 1 января 2002 г. (для пенсионеров - страховой части пенсии) и не влечет за собой пропорционального увеличения всей пенсии на текущий момент.
Перерасчет размеров пенсий будет производиться учреждениями ПФР в автоматическом режиме с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов. Личное присутствие гражданина потребуется только в том случае, если он выразит желание включить дополнительные годы трудового советского стажа, неучтенные ранее.
Это в основном касается тех, кто отработал более 45 лет (для мужчин) и более 40 лет (для женщин), поскольку именно этот стаж был предельным в СССР для расчета пенсии, и многие не считали необходимым подтверждать стаж сверх этого периода.
Перерасчет размера трудовой пенсии с учетом валоризации будет производиться в беззаявительном порядке с 1 января 2010 г. по документам выплатного дела. При обращении с документами о стаже в переходный период с 1 января по 31 декабря .2010 г. перерасчет размера трудовой пенсии с учетом валоризации будет производиться с 1 января этого года.
С 1 января .2011 г., в случае предоставления документов о стаже за период до 1 января 2002 г., не включенного ранее в стаж при установлении пенсии, уже по заявлению будет производиться перерасчет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете со всеми необходимыми документами.
С 1 января 2010 г. пенсии по инвалидности будут назначаться по группам инвалидности, которые до этого применялись, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности.
С 2010 г. пенсия инвалидам будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения трудоспособности, как было ранее. Это позволит увеличить размер пенсии тем, кто получает сегодня пенсию по инвалидности, а также назначить пенсию отдельным инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности (в основном это инвалиды III группы).
Начиная с 2010 г. пенсия по инвалидности будет устанавливаться до достижения женщинами возраста 55 лет, а мужчинами - 60 лет. Поэтому получатели пенсии по инвалидности, достигшие указанного возраста, в беззаявительном порядке будут переведены с пенсии по инвалидности на пенсию по старости. Причем при назначении им пенсии по старости будет установлен наиболее выгодный размер пенсии (либо оставлен прежний размер пенсии по инвалидности либо определен заново по старости).
Другие нововведения: объединение базовой и страховой части пенсии. Стимулирование более позднего выхода на пенсию.
С 2010 г. базовая часть трудовой пенсии по старости войдет в состав страховой части трудовой пенсии по старости. В результате трудовая пенсия по старости будет состоять из страховой части трудовой пенсии по старости и (для лиц, родившихся после 1967 г.), накопительной части трудовой пенсии по старости. Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не повлияет на размер указанной пенсии и не требует каких-либо действий со стороны пенсионеров.
С 2010 г. вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности. Он будет соответствовать размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31 декабря 2009 г. в зависимости от вида пенсии.
Вместе с тем объединение изменит условия индексации страховой части пенсии. Если ранее уровень повышения базовой части зависел от уровня инфляции, а страховой - от уровня роста цен в стране, то с 2010 г. увеличение размера страховой части пенсии, включая фиксированный базовый размер, будет зависеть от уровня средней заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда РФ. Индексация будет производиться по постановлению Правительства Российской Федерации.
С 2015 г. при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и уменьшаться на 3 процента за каждый «недоработанный» год до 9 лет.
Государство будет поощрять более поздний выход работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста. Если застрахованное лицо к достижению пенсионного возраста чувствует в себе силы и желание продолжать трудовую деятельность, то есть смысл обратиться за назначением пенсии как можно позднее. В таком случае размер пенсии будет больше.
Также предусмотрены и другие изменения, в целом направленные на увеличение размеров пенсионных выплат, касающиеся небольшого круга лиц, их получающих.
Социальные доплаты к пенсиям. С 2010 г. законодательно установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, у которых указанная сумма меньше величины прожиточного минимума, будет назначаться и выплачиваться федеральная социальная доплата к пенсии в заявительном порядке.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ:
1) пенсии (трудовые и государственные);
2) дополнительное материальное (социальное) обеспечение;
3) ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иные меры социальной поддержки (помощи) в денежном выражении, установленные законодательством субъекта Российской Федерации (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно):
- по оплате пользования телефоном,
- по оплате жилых помещений и коммунальных услуг,
- по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного).
Социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами. Периодически размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются в случаях изменения (индексации) пенсий, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячных денежных выплат и мер социальной поддержки, оказываемых пенсионерам в регионах.
Для получения федеральной социальной доплаты неработающему пенсионеру, как получающему пенсию в Пенсионном фонде, так и в других ведомствах, необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР по месту проживания или пребывания.
Детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца, законом предусмотрено установление социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке.
В настоящее время
Трудовая пенсия по старости в России сейчас состоит из трех частей: базовой - она гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы; страховой - это дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека; накопительной, которая образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в настоящее время (по состоянию на 1 августа 2009 г.) в нашей стране всего 38 776 000 пенсионеров. 35 879 000 человек - получатели трудовых пенсий, из них пенсию по старости (в среднем 5856 руб.) получают 30 528 000 человек, а 3 834 000 получают пенсию по инвалидности (в среднем 4101 руб.), по случаю потери кормильца (в среднем 3382 руб.) - 1 517 000 человек.
Кроме того, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (3501 руб.) получают 2 897 000 человек. Из них пенсии военнослужащих и их семей в размере 4541 руб. получают 63 000 человек. Социальные пенсии (3255 руб.) получают 2 519 000 человек.
Две пенсии получают: инвалиды вследствие военной травмы - 140 000 человек (12 999 руб.); 323 000 участников Великой Отечественной войны получают в среднем 12 969 руб.; 33 000 вдов военнослужащих, погибших в Отечественной войне (9707 руб.); родители погибших военнослужащих - 42 000 (9202 руб.)
Цифра
* 1 марта 2009 г. базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%.
* 1 апреля на 17,5%.
* 1 августа на 7,5% выросла страховая часть трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей.
* 1 декабря базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.
* К концу 2010 г. средняя трудовая пенсия составит 7781 рубль.
* К концу 2011 г. - 8680 рублей.
* В 2012-м - 9460 рублей.
Олеся Звягинцева
Источник: rodgaz.ru