Архив:

Инвалидность за ваши деньги

Банальная на первый взгляд ситуация. Человек с почечной коликой попадает на «Скорой» в больницу, где ему делают рядовую эндоскопическую операцию - дробление камня в мочеточнике. Но во время хирургического вмешательства этому, в общем, несложному больному... отрывают мочеточник. Чтобы тут же не умер, удаляют почку. Откачивают в реанимации. Вскоре изумленного гражданина выписывают, порекомендовав на прощание прием мочегонных трав...

Бедняга выкарабкивался как мог. Встал на ноги, пошел в прокуратуру. Следственный отдел провел проверку заявления и... отказал в возбуждении уголовного дела в отношении врачей-урологов. «Как же так?» - не понял пострадавший и обратился в газету.

Он попросил не называть его настоящего имени. Ему стыдно быть инвалидом, но он им стал - оставшаяся почка давно барахлит и теперь в одиночку едва тянет организм. Человек боится, что о его глубоком нездоровье узнает начальство и он потеряет работу. А они с женой пенсионеры. Назовем его просто В.

СКВОЗЬ СТРАШНЫЙ СОН

Несколько лет назад В. попал в то же урологическое отделение Владивостокской тысячекоечной с тем же диагнозом. И был успешно прооперирован - бесплатно. Но времена меняются. И ныне уже другие врачи торгуются с ним как на рынке: «Ваша операция стоит 15 тысяч рублей. Но без чека можно сделать и за 12...» В. говорит, что отдал деньги врачу из рук в руки.

Подготовка к операции проходила на нерве. Доктор все названивал по мобильнику коллеге - тот опаздывал и всех задерживал. Кое-как вымучили обезболивание - медсестра все не могла попасть шприцем в вену. В суете грохнулся со столика медицинский прибор. Последнее, что услышал В., уплывая в наркоз: «Где мои 3 тысячи?» Это требовала своей доли за вклад в операцию анестезиолог.

- Я уснул. Вдруг дикая боль! - продолжает В. - И все друг на друга кричат: «Ты что наделал?! Да ты!.. Отрыв... С эндоскопом!..» Заметили, что не сплю, испугались: «Ой, а он все слышит, глазами лупает». Собрали консилиум, решили удалять почку. Думаю - не дамся! А говорить не могу, мычу и головой мотаю. Они давай меня маской насильно «выключать». Очнулся - мочеточник оторван, почки нет. Вот тебе и несложная операция.

НЕРАВНАЯ ВОЙНА

Врачебной ошибки никто не признал. Перед бедным В. даже не извинились. Ну подумаешь, было у человека две почки - осталась одна. Не дали ведь помереть за его же деньги! Это за границей врачи признают ошибки, исправляют их, выплачивают пострадавшим компенсации за физический и моральный вред. У нас же доктора и пострадавший вступают в войну. В случае с В. краевые чиновники от здравоохранения, врачи-урологи, судмедэксперты, следователи и прокуроры выдали дружный залп вариаций на тему, что во всем виноват сам заявитель. И... его мочеточник. Мол, такой был хилый тот орган, что не выдержал мастерства врачей. Взял да и оторвался. Сам. Будто не стояла рядом с больным в тот момент бригада врачей, будто не вводила, а потом не выводила из никчемного органа прибор-эндоскоп.

- Во время операции имело место редкое непрогнозируемое осложнение, а не дефект оказания медицинской помощи, - не сомневается в своих выводах руководитель отдела сложных экспертиз Приморского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы Ольга Дмитриева. Следственный отдел по Советскому району Владивостока во главе с его руководителем, юристом 1 класса Игорем Овсянниковым, на основании акта экспертизы отказал инвалиду В. в возбуждении уголовного дела. В истории болезни и в акте экспертизы значится - почка вся была в камнях.

- Прибор, с помощью которого делали операцию, не соответствовал требованиям безопасности, - возмущается В. - Срок действия «Сертификата соответствия», выданного Госстандартом РФ на прибор литотриптер «Рихард Вольф», истек 27.11.2004 года.

«Аппаратура в исправном состоянии», - как ни в чем не бывало отбился противник.

ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ

Вернуть свои кровные 12 тысяч рублей В. тоже не смог. Как сказал мне завотделением урологии Александр Филиппов, денег с В. никто не брал, операция была бесплатной. Лениво отстрелялись на этот счет и районные пинкертоны из прокуратуры: «Квитанций в кассе ГКБ № 2 от вас не имеется, проверить факт оплаты невозможно».

Как говорится, всем им доброго здоровьичка. И упаси бог от железной необходимости выторговывать у лечащего врача лишние тысячи и въезжать на каталке в операционную с зажатой во взмокшем кулаке купюрой. Иначе не дадут наркоз или, как в случае с бедным В., между врачами начнутся скандал и дележка.

Об этих и других суровых буднях владивостокской «тысячекоечной» знает весь город. Но «проверить факты» пинкертоны не считают возможным.

- А не надо зря платить, - отрезвили меня в страховой компании, выдающей гражданам медицинские полисы. - Надо сперва узнать о своих правах на оказание бесплатных медуслуг. Для этого у всех страховщиков есть круглосуточные телефоны «горячей линии».

Прогресс! Но ответить на вопрос, делают ли бесплатно операции, подобные той, что делали В., с ходу не смогли: «Надо разбираться...» А если у вас почечная колика, или вы загибаетесь от приступа аппендицита, или, пуще того, схватило сердце, или у вас болевой шок от травмы? Терпеть и ждать, пока страховщик согласует свою калькуляцию?

КОММЕНТАРИЙ ПРАВОЗАЩИТНИКА

«Это явный дефект оказания медицинской помощи»

- Очень сложно рассуждать о такой непростой ситуации, не видя документов, результатов обследований и анализов, - сказал нам председатель «Лиги защиты прав пациентов» Александр Саверский. - Чтобы доказать врачебную ошибку, необходимы результаты исследований до и после операции. То есть как минимум анамнез болезни, рентгеновские снимки или УЗИ. Благодаря им можно будет понять, действительно ли было осложнение во время операции и можно ли было его избежать.

Понятно, что в субъектах РФ, как говорится, рука руку моет и из-за круговой поруки правды бывает не добиться. Но порой и пациент подменяет понятия, рассуждая о том, чего не понимает. В любом случае, если экспертиза органов и операции были проведены без возбуждения уголовного дела по статье УК «причинение тяжкого вреда здоровью» (а потеря почки, без сомнения, попадает в эту категорию), это уже нарушение закона. И пациент имеет право на гражданский суд как минимум. Но, повторюсь, в таких делах важна каждая деталь, хотя налицо явный дефект оказания медицинской помощи.

Снимайте копии с истории болезни

- Если вы собираетесь на плановую операцию, то, во-первых, на руках нужно иметь все документы - анализы, обследования, результаты УЗИ, рентгена и пр., - советует председатель «Лиги защиты прав пациентов» Александр Саверский. - Тем более что по закону мы имеем право снимать копии с истории болезни, создавая таким образом архив своего здоровья.

Во-вторых, прежде чем лечь на операцию, посоветуйтесь с другим специалистом, лучше даже в платной клинике. Либо он подтвердит диагноз, либо опровергнет, в любом случае у вас будет другое мнение. Кроме того, не вредно будет заглянуть в книги по истории вашей болезни, посмотреть в Интернете.

В-третьих, на консультации с хирургом, который будет оперировать, включите диктофон, чтобы записать всю беседу. Это поможет в суде, если возникнут трудности, да и врач будет более внимательно относиться к беседе, разъясняя термины. Если он ничего вам не объясняет, то лучше такого врача сменить, потому что после операции он должен будет много общаться с вами, рассказывая о схеме лечения.

Кстати, в выборе клиники для операции вам сможет помочь страховая компания, которая заинтересована в удачном исходе дела. Там же могут объяснить, что вам положено бесплатно по закону, а какие услуги могут быть платными. Это вы должны четко представлять при беседе с хирургом.

Если, к сожалению, все эти приготовления оказались не напрасными и вы недовольны исходом операции, есть несколько возможностей решить конфликт:

1 Написать жалобу в органы местного управления здравоохранения. Самый простой путь, но не факт, что врач понесет наказание.

2 Если вы твердо уверены, что вашему здоровью нанесен тяжкий вред и вы сможете это доказать, идите в прокуратуру. Там напишите либо заявление с просьбой завести уголовное дело по статье «причинение тяжкого вреда здоровью» (случай с почкой, несомненно, из их числа), либо заявление о проведении прокурорской проверки и возбуждении уголовного дела в случае обнаружения состава преступления. Но надо сказать, что единственный быстрый случай вынесения решения через прокуратуру - дело Сони Куливец. Решение было вынесено спустя год после случившегося. Есть дела, которые лежат годами. Потому что вину врачей доказать достаточно сложно.

3 Обратиться в гражданский суд с заявлением о возможной компенсации морального и материального вреда. Это, пожалуй, единственная возможность получить оригиналы документов и взглянуть в глаза врачам. В гражданском суде уже непосредственно врачи и клиника должны будут доказывать свою невиновность.

Записала Анна Кукарцева

Источник: kp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ