Архив:

Москва обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения

В любом районе Москвы сегодня висят плакаты социальной рекламы, провозглашающие равные возможности для инвалидов. Какие условия создаются в столице для обучения детей-инвалидов?

Что изменится с принятием нового закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве»? В интервью РИА Новости об этом рассказывает депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.

- Евгений Абрамович, в Москве есть немало успешных примеров инклюзивного образования, когда дети-инвалиды учатся в обычных школах. Означает ли это, что московские власти делают ставку на инклюзив, совместное обучение детей-инвалидов и здоровых ребят?

- Лично я сторонник инклюзива: это осмысленно и перспективно, но образование детей-инвалидов не может и не должно ограничиваться инклюзией. Никто не заставляет детей-инвалидов посещать обычные детские сады и школы, как в советские годы их заставляли идти в интернаты. Наша позиция заключается в том, что все дети разные, а уж тем более дети с ограниченными возможностями здоровья. У них разные характеры, диагнозы, способности и так далее. Задача города - предоставить им равные возможности, поэтому мы развиваем разные формы обучения детей-инвалидов.

Семьи, где есть дети-инвалиды, в Москве должны реально иметь возможности выбора. Можно посещать как специализированные учреждения – интернаты, так и обычные общеобразовательные школы, где созданы условия для инклюзивного обучения. Особенно успешно оно развивается в центральном административном округе столицы, где в школах обучаются около ста ребят с инвалидностью. Мы поддерживаем дистанционное домашнее образование: уже у тысячи детей дома установлены компьютеры, специально под них адаптированные.

- В ближайшее время Мосгордума рассмотрит в первом чтении законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве». Что изменится с его принятием в обучении детей-инвалидов?

- Мы хорошо понимаем, как в идеале должно происходить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, но это стоит значительных денег и требует невероятной воспитанности населения. Нельзя записать в законе, что с 1 сентября этого года во всех школах появятся лифты, - не появятся. Но я уверен, что условия обучения детей-инвалидов будут улучшаться с каждым годом, и уже сегодня необходимо законодательно закрепить ту практику, которая есть в Москве, и гарантировать право родителей на выбор условий обучения.

Аналогичного федерального закона пока нет, но ждать мы больше не можем. Мосгордума планирует принять законопроект до 2010 года.

- Предполагается, что будет ограничено число детей-инвалидов в инклюзивной школе – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе. Зачем такие ограничения?

- В школы, которые успешно развивают инклюзию, дети-инвалиды стремятся попасть - Москва в полной мере ощутила эту проблему. Но в инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что тогда это будет не инклюзивная школа, а специализированная, 10% - это показатель, рекомендованный психологами.

- Термин «инклюзия» до сих пор знаком далеко не всем. Едва ли можно говорить о терпимом отношении к инвалидам, тем более в обычной школе...

- Отношение к инклюзиву, действительно, сложное, причем, как у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, так у родителей здоровых детей.

Недавно один мой знакомый – писатель, получивший Букеровскую премию, - рассказал, что отдал своего ребенка, не испытывающего проблем со здоровьем, в инклюзивную школу. Он выбрал именно ее, потому что считает: если в школе учатся все вместе, там хорошая атмосфера. Но такой подход – к сожалению, исключение. Хотелось бы, чтобы и другие родители понимали такие вещи.

- Что делается для того, чтобы ребенок-инвалид мог беспрепятственно добираться до школы?

- Доступность должна начинаться от дома, поэтому мы говорим о создании безбарьерной среды в городе. В некоторых округах сотрудники специальной инспекции вместе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья уже проходят весь путь от школы до дома, чтобы определить, сможет ли он каждый день проделывать его самостоятельно. Некоторым детям просто необходима помощь в доставке до места учебы.

- Техническое оснащение школ, создание безбарьерной среды требуют немало средств. Кризис не повлияет на принятие законопроекта?

- Коррекция возможна. Есть позиции, которые нам нужно закладывать, но мы понимаем, что в кризис в 2010 году они не будут выполнены – нет серьезных денег на развитие. На перспективу может остаться дорогостоящая техническая часть (оборудование школ лифтами, например). После первого чтения будут подготовлены соответствующие поправки. Мы хотим обозначить позиции, введение которых будет отложено на 2011-2012 годы.

На недавней коллегии департамента образования Москвы было объявлено, что принять детей-инвалидов готовы очень многие школы. Данные меня удивили. Я уточнил: «Что значит готовы? Есть лифты? Или они оснащены под глухих детей? Слепых?» Выяснилось, что каждая из названных школ адаптирована для какой-то определенной категории детей. К сожалению, школы еще пока не стали универсальным пространством, которое может принять практически любого ребенка.

Елена Кузнецова

Источник: rian.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ