Архив:

Театр уж полон, или Как сарафанное радио помогает детям с инвалидностью

Известные российские режиссеры представили 24 мая в Москве спектакли по пьесам детей с инвалидностью. На премьеру в Центральном академическом театре Российской армии собралась самая отзывчивая и благодарная публика, которую когда-либо видели стены театра: родственники и друзья участников проекта "Театральная перспектива" и просто поклонники этого необычного театрального жанра — воспитания в детях с инвалидностью веры в свои силы и творческие возможности.

Проект в 2012 году придумала региональная общественная организация людей с инвалидностью "Перспектива". В летнем лагере собирается небольшая группа подростков,  педагоги-драматурги проводят специальные занятия, знакомя ребят с основами драматического искусства, а затем, разбившись на группы, дети сами пишут пьесы-миниатюры. За постановку театрального альманаха берутся профессиональные режиссеры и актеры, а сцену предоставляет настоящий взрослый театр. В разные годы это были "Современник" и Гоголь-центр, Малый театр и театр им. Пушкина. На этот раз свои двери гостеприимно распахнул ЦАТРА, предложив зрителям пять разноплановых спектаклей.

497a8235e9930945ed772da494ad00a5.jpg

Авторы мелодрамы "Нет ничего невозможного" Дженнет Базарова и Оля Воронина обе передвигаются на коляске. Это, пожалуй, все, что объединяет девочек, помимо пьесы. Дженнет — нежная, задумчивая, рисует удивительные картины. Оля — любитель настоящей крутой музыки, в браслетах с заклепками. В свое произведение каждая внесла свой вклад.

История о девушке на коляске, которая классно играет на барабанах и в конце концов становится ударником в музыкальной группе, — это прежде всего рассказ о непростых отношениях подростков между собой и необходимостью доказать, чего ты стоишь, чтобы оказаться среди друзей и рядом с парнем, который тебе нравится. Согласитесь, это непростая задача не только для юного человека с инвалидностью.

100e499765d7a5c27057dbaf57a279bd.jpg

"Не оглядывайся на посторонних людей, делай, что хочешь, и не робей", — пел главный герой в исполнении актера Вадима Норштейна, ободряя и героев пьесы, и ее авторов, и зрителей.

Актеры и режиссеры приходят в проект по-разному. Кто-то в самом начале рискнул откликнуться на необычную просьбу организаторов, другие узнали от своих собственных друзей и знакомых, каким-либо образом связанных с благотворительностью, а потом информация о "Театральной перспективе" просто разлетелась среди молодых актеров, жадных до всего нового, влюбленных в сцену и с душой откликающихся на идею поддержать детей с инвалидностью. Все работают над спектаклями бесплатно, в свое свободное время, чтобы один раз в день премьеры выйти на сцену, а потом взять за руку юного автора и разделить с ним аплодисменты.

"Мы стояли на сцене с цветами, к нам вышли фотографы, дети, их родители, нас благодарили и все вместе фотографировались, — рассказал актер Иван Моховиков, принявший участие в двух спектаклях. — У меня даже слезы на глазах появились, я был очень удивлен настолько теплым  приемом зала".

f5bbd839f5b307e1538c7d4b9f24cddd.jpg

Комедию-гротеск "О сапожнике Роберте" написал целый авторский коллектив из пяти ребят, часть которых — с аутизмом и иными нарушениями развития.

"Это чистая детская фантазия, дети видят и чувствуют иначе и гораздо сильнее, и при этом они очень искренние, — поделилась режиссер спектакля Ирина Домогарова. — Мы чуть-чуть доработали сценарий, получился гротеск".

Ирина трудилась над спектаклем вместе с сыном Александром Домогаровым-младшим, которого в проект пригласили друзья, уже участвовавшие в "Театральной перспективе". Тандем режиссеров в свою очередь позвал "Art Circus Group", затем к актерам присоединились художник по костюмам Андрей Бартенев, известный хореограф Ольга Бардышева…

4579e71a72193aee3976f8de6b0e4127.jpg

Когда поднялся занавес, на сцену выкатился цирк — жонглеры, акробаты, клоуны, гимнасты. В странном лесу с пальмами и лианами бродил выгнанный из цирка медведь, расцветали оранжевые мухоморы, а долговязая принцесса-переросток в страусином головном уборе обещала выйти замуж за сапожника, если он сошьет ей наконец удобную обувь по размеру. Вокруг кружил рой зеленоватой мошкары — юные танцоры из подмосковной шоу-группы "Детвора", бродили пестро украшенные охотники,  а король в камзоле, густо усеянном значками, торжественно делегировал медведю полномочия директора цирка.

Пьесу "Друзья навсегда" поставила молодой режиссер Алена Штурм. Ей активно помогал актер Денис Бондарков, сыгравший одну из главных ролей и уже имеющий опыт участия в "Театральной перспективе". Коллектив авторов здесь подобрался серьезный: Глеб Гришанов и Кирилл Дроздков — ветераны проекта, написавшие и увидевшие на сцене уже не одну пьесу. К ним присоединились ровесники Катя Ермолаева, Дмитрий Беспяткин, а также  Сережа Денисов из Рязани, который узнал о проекте в Интернете и уговорил маму отправить его в летний лагерь.

f01ccf7c4d06dd7fc38e1714553daf79.jpg

С такой командой спектакль был обречен на успех. Актерам удалось бережно и аккуратно передать задуманные ребятами мысли и чувства героев: мальчика на коляске и его подружки, которые с самого детства дружат, оставляя за кадром инвалидность одного из них. Денис Бондарков виртуозно выделывал пируэты на коляске и очень изящно из нее вываливался. "Сначала я репетировал, сидя на стуле, и лишь последние две репетиции — на коляске, — признался актер. — Трудно было забыть про то, что ноги двигаются, перестать их чувствовать, такой опыт в моей актерской практике первый. Но мы очень старались, чтобы между героями не стояла  инвалидность одного из них, чтобы это была тема именно взаимоотношений парня и девушки, которая волнует любого подростка". Тем не менее об инвалидности героям напомнил третий персонаж, задав девушке вопрос: зачем он тебе? с ним же даже на концерт не сходишь… И зал охнул в ответ на бессильный выкрик героя, который хотел бы отколошматить обидчика, но физически не в состоянии: "Я тебя перееду!"

Едва успев перевести дух после третьего спектакля, зрители вновь оказались в напряжении: пьесу "Все в порядке" поставил известный режиссер музея-театра "Булгаковский дом" Сергей Алдонин, задумавший сделать из миниатюры полноценное драматическое произведение.

Автор пьесы Вадим Куликов второй раз принял участие в Театральной перспективе и написал продолжение своей предыдущей драмы с тем же названием и главным героем. "Стать прозрачным. Стать человеком-невидимкой. Стать свободным" — грезит в тюрьме герой, осужденный пожизненно за  убийство тех, кто когда-то убил его родителей. Справедлива ли месть и можно ли оправдать преступление, если оно совершено, чтобы исправить другое преступление? Есть ли срок давности у ненависти? Что может простить настоящая любовь?

Сергей Алдонин опытной рукой прошелся по тексту подростка, сделав важные вопросы более выпуклыми и предложив целый веер ответов на выбор зрителя. Режиссер пригласил на главные роли актера РАМТ Изнаура Орцуева и звезду фильма "Жара" Агнию Дитковските. Также в спектакле сыграл Александр Носик, для которого эта "Театральная перспектива" уже не первая.

6598d91397e1b9af5d8d05caa1dc3f1e.jpg

Несмотря на то,что времени на репетиции было катастрофически мало, творческий коллектив, работавший над постановкой, позаботился обо всем: музыка, свет, декорации, костюмы "играли", передавая сложный рисунок драмы. Актер Изнаур Орцуев привнес в спектакль необычайно пластичную танцевальная сцену любви.

"Я впервые участвую в таком проекте, — признался актер. — Не знал, честно говоря, что у нас получится, но привык верить Сергею Алдонину, а еще — всегда работать с полной отдачей, серьезно относиться к любой роли. Рад, что оказался в команде единомышленников".

Режиссер рассматривает возможность дописать сценарий и превратить миниатюру в полноформатный спектакль, который можно было бы сыграть не единожды, а часть сборов передать для поддержки подростков с инвалидностью.

"Освободи меня", — просит главный герой бывшего охранника тюрьмы. "Свободен!" — выстрел в затылок завершает долгий путь преступлений и мести, оставляя лишь бездыханное тело героя на могиле родителей.

Чтобы снять напряжение, последним спектаклем на премьере организаторы сделали комедию из школьной жизни "Правильное решение", которую написал уникальный коллектив незрячих авторов Федя Лысиков, Сева Попов, Даниил Лисиченко, а также Дима Валуев. Все обиды на учителей, на несправедливые двойки и замечания выплеснули мальчишки, веселыми шутками заставив педагогов признать свою неправоту и извиниться перед ребятами. Довольный гул стоял в зале, где большинство зрителей составляли ровесники авторов. Пьесу легко и играючи поставила известный режиссер Ольга Лысак, которая поддерживает "Театральную перспективу" с самого начала. Также легко, веселясь и дурачась, сыграли актеры, видимо, вспоминая и свою не такую уж давнюю школьную юность. А после этого на сцену позвали всех, кто принимал участие в спектаклях, режиссеров и, конечно же, самих авторов. Там, в лучах софитов, в ворохе цветов и море аплодисментов, и происходило чудо, ради которого был задуман проект.

7c665353097ce762dab5b491db3c708f.jpg

"Мы очень хотим, чтобы все дети с инвалидностью имели возможность учиться в обычных школах, общаться, дружить, чтобы вырастая,  наши молодые лидеры с инвалидностью, которые стоят сегодня на этой сцене, могли достичь своих целей, исполнить свою мечту и найти себя в этой жизни, — пожелала директор РООИ "Перспектива" Денис Роза. — И мы очень благодарны всем, кто нам помогал, потому что иногда одного желания мало, но с вашей помощью, поддержкой людей, которым не все равно, мы действительно можем изменить жизнь детей с инвалидностью и подарить им новые возможности".

Екатерина Глебова


Источник: РиаНовости

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ