Архив:

Коррекция восприятия. Смоленские школы стали доступнее «особенным» детям

Смоленские коррекционные школы и воспитательные центры не так давно стали доступнее для особенных детей, теперь ребята с аутизмом или синдромом Дауна могут посещать занятия вместе с другими учениками. Хорошо это или плохо для самих детей, их родителей, учителей и общества в целом. 

Школа жизни

Родители маленького Паши обеспокоены: восьмилетнему мальчику, с рождения страдающему аутизмом, врачи советуют включиться в новую систему и принимать участие в жизни детского коллектива, то есть ходить на определённые занятия, доступные для него. До этого ребёнок обучался на дому, вот родители и волнуются - сможет ли он найти своё место в маленьком, но всё-таки обществе?

«Именно для социальной адаптации ребёнка и созданы специальные условия такого рода, - комментирует и.о. начальника отдела департамента области по образованию, науке и делам молодёжи Елена Корнеева, - он может посещать занятия, массовые мероприятия для того, чтобы не быть абсолютно изолированным и оторванным от жизни. Учитель и врач в индивидуальном порядке помогают родителям выбрать общие занятия и встречи так, чтобы ученику было легче приспособиться».

Недостаток толерантности

Опасения одних родителей развеивают благодарности других. По словам директора Центра образования и развития «Особый ребёнок» Людмилы Голубевой, положительных отзывов на инновации в системе коррекционного образования очень много, люди рады, что их дети находят друзей и узнают мир с новой стороны.

Главная проблема - неподготовленность общества к восприятию детей с ограниченными возможностями здоровья

«Главная проблема - неподготовленность общества к восприятию детей с ограниченными возможностями здоровья - поясняет Голубева, - недостаток толерантности, увы, был и остаётся большим упущением. Однако не только люди не готовы к взаимодействию с особыми детьми: помещения также зачастую не подходят для образовательной деятельности. Они  должны быть адаптированы под потребности детей, доступны и комфортны. Пока решён только кадровый вопрос. Проблему реализации современных требований к условиям и среде обучения предстоит решить в ближайшем будущем». 

Преподаватели центра на этапе подготовки к занятиям с «новенькими» проходят курсы дефектологов, участвуют в переподготовке кадров. Это необходимо: каждому ребёнку подбирается индивидуальная адаптированная программа обучения.

«Мы сотрудничаем со Смоленским государственным университетом, студенты которого проходят у нас практику, - добавляет Людмила Голубева, - на праздники приезжают волонтёры, меценаты и спонсоры, которые делают жизнь  детей интереснее и ярче. Однако это - разовые акции, а нам нужна система поддержки и работы не только по праздникам, но и в будни. Необходимы кадры, готовые помогать и работать на постоянной основе с особыми детьми нашего центра».

Желающих связать свою жизнь с этим благородным, но откровенно сложным делом пока немного. Но сотрудники центров, как и сами дети, верят, что будущее станет светлее.

Кстати

В Смоленске, как и в целом по стране, начинает понемногу развиваться инклюзивное образование - безбарьерное и общедоступное для всех детей, с отклонениями в здоровье и без них. Эта система подразумевает общую адаптированную программу для всех. Противников новшества пока нет, зато сторонники отмечают положительные сдвиги в психолого-коммуникативном состоянии детей с особенностями развития. Достигнет ли система больших результатов в будущем, покажет время.

Справка

Сегодня в Смоленской области существует семь специальных коррекционных школ и три центра, каждый из которых работает с особенными детьми: от интеллектуальной недостаточности до отсутствующего или слабого слуха. В классах коррекции в регионе учится 1034 ребёнка.

Валерия Нелюбова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ