Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Давайте мы вас лучше на руках занесем!»

Все говорят о безбарьерной среде для людей с ограниченными возможностями: понастроили пандусов к магазинам и спусков на проезжую часть, оборудуют мостовые специальными плиткам-указателями и светофоры звуковыми сигналами и так далее.  Но получается ли облегчить людям жизнь?

Вместе с Мариной Гайдай, председателем общества инвалидов «Преодоление», портал 2х2.su вышел на остановку в центре города, чтобы проехать несколько остановок в автобусе, оборудованном спецподъемником для инвалидных колясок. Что у нас вышло, читайте в материале.

Какие дороги, такие и колеса

В 14.30 мы вышли на остановку «Универмаг».

 - Я специально выбрала время в середине дня, в районе трех часов, когда немного людей едет в общественном транспорте, чтобы не создавать пассажирам дополнительные сложности, ведь им придется подождать, пока я заеду, - делится мыслями Марина.

Нам самим пришлось подождать такой транспорт минут двадцать. Погода начинала портиться, на нас косились люди на остановке: все-таки прилично одетая женщина на инвалидной коляске на автобусной остановке для нашего города непривычное зрелище.

- Весной мне как-то даже милостыню попытались подать, - смеется Марина. - А в Южной Корее, куда мы ездили на операцию, человек в инвалидной коляске удивления не вызывает. Мы там были как в раю: сами ездили на автобусах и в метро. Там даже колеса у колясок другие - маленькие, рассчитанные на ровную дорогу. Моим большим шинам корейцы удивлялись.

«Простите, вы у нас первая!»

«Наш» автобус остановился далеко от Марины, хоть и в пределах остановки: то ли шел на большой скорости и не подрассчитал, то ли не было мысли, что колясочница - его возможный пассажир. Мне пришлось подбежать к автобусу и самой нажать на кнопку вызова водителя. Это специальная кнопка на корпусе автобуса дает сигнал в кабину о том, что нужно выдвинуть площадку подъемника. В сложенном состоянии она хранится внутри ступеньки у задней двери и выдвигается практически вручную.

Марина и водитель подошли к двери почти одновременно, и шофер попытался просто на руках коляску внести в автобус. К слову, граждане на остановке оказались сознательными и попытались помочь.

- Да у вас же площадка есть! - останавливали его мы.

- Да давайте мы так вас занесем! У нас ей никто не пользовался ни разу, вы первая, - попытался возразить он, обескураженный нашей осведомленностью.

Как оказалось, за год существования таких автобусов в Благовещенске функцию подъемника никто не запросил и не использовал. Провели персоналу учения, и знания сразу перешли в пассив.

- Да еще и машина не моя, я подменяю, - извинялся водитель. Но было видно, что он искренне старается помочь, на ходу вспоминая, что и как нужно включить.

Когда площадку открыли, выдвинули, привели в действие, она оказалась ужасно пыльной, заваленной какими-то листами картона, кусками проволоки: даже смелая Марина чуть не отказалась сама подниматься по ней.

- Вообще, конструкция удобная и надежная. Не хлипкая, - поделилась впечатлениями наша испытательница. - Только кажется узковатой, я не уверена, что сюда поместятся более широкая коляска. Зато к водителю у меня никаких претензий, он был вполне доброжелательный.

Пассажиры предложили нам больше гулять

Заминка на остановке не прошла незамеченной пассажирами. Особенно пассажирками.

- Есть для вас специальный автобус, вот его заказывайте и на нем ездите. Или могли бы сопровождающие вас и так, пешком довезти, - высказали Марине свое «фи!» дамы из первых рядов. Правда, тут же недовольных осадили другие: «Не дай Бог у вас такое случится!»

Но, как в анекдоте, осадочек остался. Тут к нам подошел кондуктор и попытался взять с нас деньги за проезд. Со всех, включая Марину - льготника, инвалида первой группы. Напоминать о льготах тоже пришлось вслух, смущая работника автопарка.

- Главное, в такие моменты не терять спокойствия и доброжелательно отвечать, - поделилась опытом уже после инцидента наша героиня. Кстати, второй раз работа с выгрузкой площадки подъемника прошла гораздо быстрее. Сам водитель пошутил: «Второй раз - уже все знаем!»  Но, конечно, не готов у нас народ к встречам с колясочниками. Хоть дождь, хоть снег, хоть мороз - ответ один: «Могли бы и прогуляться, чтобы не задерживать».

Итоги нашего эксперимента:

Качеством оборудования наша героиня осталась довольна: конструкция подъемника надежная и достаточно удобная. Реально въехать с бордюра остановки на подъемник. И порадовала доброжелательность работников автобуса. А вот пассажиры могли бы быть и потерпимее.

Марина Гайдай, проехавшая на своей инвалидной коляске в общественном транспорте, делится впечатлениями в целом:

- Нельзя сказать, что доступная среда не формируется, но пока она малоэффективна. Автобусы тому пример. На них потрачены большие деньги, но подъемный механизм-то по назначению не используется. Наши ребята-колясочники так и остаются дома. Почему, например, такие автобусы только на одном маршруте? Почему нельзя пустить эти девять автобусов по разным маршрутам, но указать расписание, чтобы мы могли подгадывать поездки. Я звонила в городскую администрацию, и мне сказали, что рекомендуют другим маршрутам такие же автобусы, но это только рекомендация. Решать будут сами частные предприниматели, какие машины закупать на свои маршруты.

К слову

Ранее Мария Гайдай проверила программу «Доступная среда» в Благовещенске, попробовав на коляске посетить здания соцзащиты, областной больницы, мирового суда и пр. Оказалось, что в больницу было очень сложно попасть. Хотя в сердечно-сосудистом отделении есть палаты, специально оборудованные для инвалидов, туалеты. Наличие реабилитационных кабинетов Марину Гайдай приятно удивило, оказалось она, как и многие другие колясочники, не знала, что могла бы пройти здесь реабилитацию.

Людмила Судейкина