Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Вместе – ради детей

Победа на проекте «Голос. Дети» Данилы Плужникова потрясла всю страну. И не потому, что на сцене был мальчик-инвалид, а потому что победа эта была абсолютно заслуженной. Невозможно было себе представить, откуда в этом маленьком, искалеченном болезнью теле берется такая мощная энергетика, такая страсть, такой эмоциональный накал. Когда он пел песню Валерия Кипелова «Я свободен», то на самом деле освобождался от оков бренной плоти, отпускал на волю свою чистую, сильную, несломленную душу.

В последнее время, беря пример с Запада, у нас заговорили о необходимости внедрения инклюзивного образования. Иными словами, надо, дескать, детей с ограниченными возможностями обучать в обычных школах для более активной их социальной адаптации. Будто у нас в таких школах есть специально подготовленные профессионалы, поголовно все школьники способны на сострадание и ­добросердечие и у нас везде оборудована безбарьерная среда. К слову, того же Данилу родители были вынуждены перевести на домашнее обучение, да и общается он только с одним своим ровесником, который оказался способен оценить и душевные качества Данилы, и дружбу с ним.

Помощь специалистов

Когда в семье рождается ребенок, чьи физические возможности ограничены, ребенок, который отличается от остальных своих здоровых ровесников, то первой реакцией родителей бывает шок и полная растерянность: как с этим дальше жить, где искать выход?! И помочь преодолеть это депрессивное и деструктивное состояние может только сотрудничество с квалифицированными специалистами.

Сегодня можно уже с радостью констатировать, что именно такие специалисты работают в лебедянском Центре помощи детям с проблемами в развитии. Уже больше года его сотрудники реализуют социальный проект «Вместе — ради детей» под эгидой Московского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Точнее сказать, Центр получил грант, выиграв конкурс, организованный Фондом.

Еще совсем недавно лебедянский Центр назывался специализированным коррекционным детским домом. Как вы понимаете, тут давно уже отработаны методики занятий с детьми, страдающими теми или иными проблемами в развитии. Какие же перемены произошли в рамках нового проекта? Теперь получать регулярную помощь смогут не только воспитанники Центра, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, живущие в семьях — как родных, так и приемных. Причем не только в Лебедянском, но и в Данковском, Добровском, Краснинском и Лев-Толстовском районах.

Еще совсем недавно детям с диагнозом ЗПР или детям-инвалидам грозило расти в детдоме до совершеннолетия. Но в последние годы ситуация стала меняться. Почему люди перестали бояться брать в приемные семьи нездоровых ребят? Потому что в нашей области стали развивать специализированную помощь таким семьям. И оказалось, что «задержка психического развития» на самом деле нередко является задержкой педагогического развития. Что если вовремя обратиться к логопеду или дефектологу, то малыш быстро нагонит своих ровесников. А в лебедянском Центре в довершение ко всему со всеми детьми занимаются еще и творческим развитием.

Но, как я уже говорила, здесь оказывают помощь и семьям, в которых родные дети родились не вполне здоровыми. Вот что рассказывает женщина, чей ребенок с апреля прошлого года является участником проекта «Вместе — ради детей».

Мальчик Юра

— В течение всего этого года с Юрой занимаются учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, воспитатели. Первое, что заметно улучшилось — это речь нашего мальчика. Она стала более активной и понятной. Юра теперь охотно повторяет слова, словосочетания и полные предложения. Когда он хочет попросить о чем-то, рассказать что-то, то пользуется речью, а не жестами, как было раньше. У Юрочки очень улучшилась память, в том числе и зрительная. Для меня очень важно, что сын научился играть с другими детьми, чего в детском саду не наблюдалось. Юру там не понимали, и он был в одиночестве. А сейчас он охотно идет на контакт не только со взрослыми, но и с детьми. Дома со своей сестрой, которая старше его на полтора года, Юра играет в сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Дочки-матери», «Парикмахерская». Я даже не ожидала, что занятия в Центре так разовьют его фантазию и воображение. Благодаря усилиям специалистов и заданиям на дом у Юры заметно улучшилась мелкая моторика: он стал уверенно держать карандаш и ручку в руке. Для нас особенно ценно то, что сын стал более усидчивым и организованным. Он теперь выполняет задания за столом не только в центре, но и дома. А вообще и мне, и сыну очень нравится, что большая часть занятий проходит в игровой форме и совсем не утомляет. В то же время развивающие настольные игры подстегивают мышление, что называется, на глазах. Наша семья очень благодарна всем педагогам и мечтает только об одном: чтобы проект продолжал свою работу.

Это ведь очень важно: обнаружить, что твой ребенок уже умеет считать до десяти и обратно, узнавать цифры и геометрические фигуры, различать цвета и читать отдельные слоги. Это же такое счастье для родителей! А еще большее счастье видеть, как он из пугливого и одинокого существа становится общительным, контактным и жизнерадостным мальчишкой.

Увы, но во многих районах Липецкой области пока нет специализированных детских садов или групп для детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья. А их пребывание в обычном детском саду не всегда дает нужный результат, так как в больших группах просто нереально уделять должное внимание таким детям с особыми потребностями. В дошкольных организациях до сих пор мало таких специалистов, как педагоги-психологи, дефектологи, которые могут работать с детьми, у которых есть нарушения интеллекта. Да что там говорить, во многих детсадах нет даже банальных пандусов, не созданы условия для безбарьерной среды, о которой сегодня так модно говорить.

Конечно, чрезвычайно много зависит от людей, которые собрались в коллективе. Мало просто быть высококвалифицированным специалистом, надо всей душой любить детей, чувствовать их боль и боль их родителей, искренне хотеть помочь. Вот вам такой показательный пример: еще до того, как коррекционный детский дом в Лебедяни стал Центром, выиграл грант и начал работать по проекту «Вместе — ради детей», его директор Ольга Петровна Шовская разрешила жительнице Лебедяни Ольге Кнутовой приводить ее дочь Дашу на занятия к педагогам. Казалось бы, зачем брать на себя лишнюю, да еще и неоплачиваемую работу? Зачем возиться с еще одним ребенком, который даже воспитанником детдома не является? Человек, который трудится исключительно ради зарплаты, никогда не найдет ответа на этот вопрос.

Социальное сопровождение

Рассказывает Ольга Леонидовна:

— Мы постоянно общаемся со всеми педагогами, они оказывают нам индивидуальную консультативную помощь по самым разным вопросам, связанным с развитием и ­обучением наших детей. Мы обсуждаем, как правильно выполнять домашние задания, ведь это тоже очень важный момент и тут надо знать и иметь в виду массу особенностей. Можно сказать, что мы тоже учимся быть для своих детей и психологами, и логопедами, и педагогами. Я поражена тем, насколько в рамках этого проекта учитываются самые мельчайшие нюансы! Судите сами: для нас, родителей, приглашают специалистов из Дома ремесел, из Детско-юношеского центра, и они проводят с нами мастер-классы, чтобы потом мы могли самостоятельно заниматься с нашими ребятишками.

Как сухо звучит: «социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». А ведь на самом деле это очень тесные человеческие отношения, это дружба взрослых и детей, это совместное преодоление трудностей, которое невозможно без совместного проживания жизни. Пусть даже занятия длятся всего несколько часов в первой половине дня. Наверное, стремление делать добро «заразительно», потому что в лебедянском Центре работают не только штатные специалисты, но и волонтеры. И я не знаю, для кого важнее это участие: для детей или для самих волонтеров. С уверенностью можно сказать только одно: после такой «прививки» доброты и сострадания они уже никогда не станут эгоцентричными индивидуалистами, никогда не смогут жить только для себя.

P. S.

Напоследок давайте еще раз вспомним Данилу Плужникова. Он сказал одну очень важную фразу: «Что есть, то уже есть, от этого никуда не денешься. Но я принял себя. Если бы я этого не сделал, я бы просто не вышел на эту сцену, постеснялся бы». Когда ты не похож на остальных, помочь тебе принять себя могут только взрослые, опытные люди с неравнодушной душой. Только они способны открыть в ребенке неизвестные никому, да и ему самому, таланты. Ведь как знать, быть может, обделив его здоровьем, Господь взамен наградил каким-нибудь уникальным даром.

Елена Бредис

Источник: Липецкая газета