Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Почему особые дети «не учтены бюджетом»?

В школах столицы Коми, очевидно, откроются специализированные адаптивные классы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Идея, скорее всего, воплотится в жизнь благодаря группе родителей, обратившихся за помощью в администрацию города и прокуратуру.

Мэрия Сыктывкара инициативу поддержала, однако и надзорный орган, в свою очередь, направил в суд иск в защиту прав малышей с инвалидностью. В иске прокуратура потребовала обязать администрацию до 1 сентября 2016 года создать такие начальные классы на базе обычных школ. Впереди суд.

«Комсомольская правда» поинтересовалась мнением сыктывкарцев, почему же обучение особых детей становится доступным только после судебных решений. Неужели нельзя обеспечить всех детей, не зависимо от особенностей их развития, возможностью учиться? Ведь они так этого хотят.

41eb97ac167147dd808dc13222974d87.jpg

Руководитель центра для детей с особенностями развития «Синяя птица» Юлия Посевкина:

- Потому что это требует очень больших финансовых затрат и ещё больше подготовки, ведь в республике катастрофически не хватает коррекционных педагогов. Когда 6 лет назад мы судились с городом, защищая право слепых детей на образование, все только разводили руки: в городе не было ни одного тифлопедагога. И больше всего меня удивляет, что регион не вносит в проект бюджета на очередной год статьи расходов на образование особых детей. Все знают, что дети есть, знают их количество и потребности, и, однако, из года в год не учитывают их в бюджете (я имею в виду отдельные категории детей). Именно поэтому получить такому ребёнку место в школе стоит больших трудов - он просто не учтён бюджетом.

3025a6eea32d71fcc649fdad9cca32c1.jpg

Мама ребенка с особенностями развития Алёна Климова:

- Вопрос довольно сложный и даже не понятно, кому его нужно адресовать. К сожалению, зачастую складывается так, что принятое на высоком уровне решение на этапе исполнителей и ответственных просто сводится на нет. Очень жаль, что пока проблема лично не касается чиновника-исполнителя, то решение носит сугубо формальный характер, вроде все по закону, а как оно будет на практике уже не важно, не моё дело. Конечно я идеализирую, но если беретесь за дело, делайте хорошо, исправлять ошибки всегда сложнее, чем сразу сделать должным образом. Что касается конкретно нашего случая, то получив отказ на общем собрании и явно недружественный подход к решению вопроса, мы - родители, были вынуждены обратиться в прокуратуру и в СМИ. Результат - нам пообещали открыть классы для детей с ОВЗ в трех школах. На встрече в управлении образования родителями подняли вопрос о кадровых решениях, прописанных для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья – прим.авт.), но ответом стало, что никакой специальной подготовки не планируется. И опять к решению вопроса подключился мэр города, спасибо мэру города Андрею Николаевичу (Самоделкину – прим. авт.) огромное за неравнодушный подход в решении нашего вопроса. От себя хочется сказать, мы и дальше будем делать все возможное, чтобы сделать жизнь наших детей легче, доступнее и интереснее.

a2732f98148d599eda7b472c79677a65.jpg

Эксперт общественной организации по защите прав людей с инвалидностью «Аппарель» Николай Костин:

- Знаю точно, что всё в нашей жизни трудно, и решения которые принимает чиновник, весьма ответственные. И не важно сделал он это (потратил бюджетные деньги) во благо или во вред, в любом случае он будет виновен и понесёт наказание. Таким образом, он сидит и мусолит ту или иную проблему, не делая ничего. Естественно, кто заинтересован в решении вопроса, теряет терпение и подаёт в суд (к примеру, я), и вот здесь уже тот или иной чиновник исполняет решение суда, но для полной своей оправданности юристы исполнительной власти стараются пройти все местные судебные инстанции...

По мере финансирования он пытается хоть как-то выполнить решение суда, но, здесь - не вина чиновника, здесь, скорее, вина закона, что только таким образом он может решить вопрос.

2bfad7f624bb811061b0a73b59dfda17.jpg

Преподаватель иностранного языка Анна Киселёва:

- Таким деткам, разумеется, нужна особая программа и особые условия для их развития и для их социализации. Мне кажется, мы просто привыкли не замечать этих детей - и проблемы вроде как будто и не было. Со стороны выглядит, как будто это проблема родителей. Но это далеко не так. Надеюсь, что классы откроются, и у нас есть специалисты, чтобы работать в этой сфере.

37b344a1a51a5d731931726714dddad8.jpg

Директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа, бывший замминистра образования Коми Дмитрий Беляев:

- Считаю, что задача обучения детей с ограниченными возможностями здоровья всегда и так стоит на повестке дня, и все о ней помнят. Но эффективное решение этой задачи требует значительных ресурсов, прежде всего, материальных. Их нехватка и является основной проблемой, из-за чего всё стопорится. И если будет принято соответствующее судебное решение по иску прокуратуры, то, сомневаюсь, что эта проблема будет одномоментно устранена. С другой стороны, это ускорит её решение, и муниципальным властям придется каким-то образом всё же изыскивать и необходимые средства, и другие ресурсы, а также оперативно решать вопросы полноценного комплектования штатов школ специалистами.

Ярослава Пархачева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ