Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Доступная среда в ограниченных условиях

В 2008 году Россия вошла в список стран, ратифицировавших конвенцию о правах инвалидов. В Ивановской области утверждена долгосрочная программа по созданию доступной среды жизнедеятельности для этой категории населения до 2017 года. Цель: дать инвалидам возможность реализовать их конституционные права – «право на труд, свободу передвижения, образование, жилище, охрану здоровья, свободу получения информации и доступ к культурным ценностям».

Пандус, по которому не поднимешься

Трехлетняя программа принималась в условиях бюджетного дефицита. Общий объем финансирования составил более 75 миллионов рублей. Изначально программа предусматривала создание школ здоровья, клубов по интересам, где инвалиды могли бы общаться. Предполагалось закупить и спецтранспорт: для облцентра, например, собирались приобрести три троллейбуса, приспособленных для посадки колясочников…

По итогам мониторинга, проведенного органами местного самоуправления, из 12 с лишним тысяч объектов социальной и жилищнокоммунальной сфер наиболее востребованы около 5 тысяч объектов. Однако медицинские и образовательные учреждения, учреждения культуры и даже органы власти еще не в полной мере готовы к созданию безбарьерной среды.

Установка пандусов, например, зачастую носит чисто формальный характер. Пример тому – подземный переход под мостом на площади Пушкина в облцентре. В региональном отделении Всероссийского общества инвалидов считают, что он был принят в эксплуатацию с грубейшим нарушением норм доступности. «Железными швеллерами, которыми оборудованы лестницы к переходу, не могли воспользоваться не только инвалиды-опорники, но и молодые, здоровые мамы с колясками».

Зампред правительства Ирина Эрмиш, еще будучи начальником департамента соцзащиты, не раз говорила, что «значительной частью существующих приспособлений (в основном пандусами) инвалиды не могут воспользоваться, поскольку эти сооружения выполнены с нарушением технических требований. Подобные архитектурные изыски до сих пор можно встретить при входе в аптеки, магазины, некоторые торговые центры и административные здания».

Лишен инвалидности – не значит выздоровел

В последнее время родители детей с ограниченными возможностями всё чаще сетуют на то, что на очередной комиссии их дети вдруг становятся полноценными членами общества. Врачебная комиссия одним росчерком пера снимает с них инвалидность. А в таком случае по новым нормам закона ребенок с ДЦП, эпилепсией и другими сложнейшими заболеваниями лишается социальной поддержки.

«Что из этого следует? – объясняет Татьяна Океанская, уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области. – Во-первых, им бесплатно не выделяют лекарства (а некоторые препараты очень дорогие и требуют несколько тысяч рублей в месяц!). Это значит и то, что родители не будут получать социальное пособие».

«Со снятием инвалидности ребенок в одночасье не становится здоровым, – говорит Ольга Татаринцева, председатель правления областной организации «Солнечный круг». – На этих семьях до сих пор лежит ответственность по реабилитации ребенка-инвалида. Это и лекарства, это и логопеды, психологи, нейропсихологи. В среднем час занятий стоит от 600 до 800 рублей».

«Синдром Дауна, например, вообще не считается болезнью, – рассуждает Людмила Вавилова, мама «солнечного» ребенка. – Есть примеры, когда с наших детей снимают инвалидность (ее дают при сопутствующих заболеваниях). А ведь наши дети нуждаются в постоянном уходе и сопровождении, и родители просто не могут работать. На что же нам жить?»

К инклюзивному образованию пришли через суд

Кстати, Людмила Николаевна создала прецедент в Ивановской области, добившись через суд устройства своего сына в обычный детский сад. Теперь некоторые общеобразовательные учреждения ввели в практику инклюзивное образование. Отныне особенные детки могут посещать садики и школы наравне с другими, не имеющими нарушений в развитии.

Работа по созданию сети базовых образовательных организаций с возможностью инклюзивного образования начата в 2013 году. На эти цели выделено более 14 миллионов рублей (в том числе 3 миллиона – из областного бюджета), что позволило к концу того же года обеспечить возможность совместного обучения детей в 4,4% образовательных организаций (к концу 2016 года их должно быть 7,5%). В 2014–2015 годах средства на эти цели в облбюджете предусмотрены не были, однако в текущем году муниципалитетам на оснащение специализированным оборудованием образовательных организаций (в том числе дошкольных) обещаны субсидии в размере 7,5 миллиона рублей.

Есть планы на расширение возможности предоставления услуг для лиц с ограниченными возможностями учреждениями культуры, субтитрирования (или использования «бегущей строки») общественно значимых телепрограмм, транспортного обеспечения и т. п., но пока они внедряются не такими быстрыми темпами, как бы хотелось.

Цифры

В нашем регионе более 90 тысяч человек имеют официально установленную инвалидность. Почти 20% из них – инвалиды-опорники, инвалиды по зрению и по слуху. Эти люди особенно нуждаются в организации доступности к различным объектам социальной инфраструктуры.

С 1 января вступили в силу изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которыми не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Все предприятия, независимо от формы собственности, должны обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа на свои объекты и оказывать им всестороннюю помощь в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Организации, независимо от их формы собственности, обязаны обеспечить инвалидам следующие условия:

  • Беспрепятственного доступа к своим объектам.
  • Возможность самостоятельного передвижения по территории, в том числе с использованием кресла-коляски.
  • Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи.
  • Надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа.
  • Дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
  • Допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение. Если существующие объекты невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов (до их реконструкции или капремонта) должны согласовать с обществом инвалидов возможность предоставления услуги, например, по месту жительства инвалида. На каждой автостоянке около объектов выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств для инвалидов.

Надежда Павлова