Архив:

В каждом заложено и добро, и зло, счастье и беды

«Мы не всегда вправе выставлять свои требования жизни, часто сама жизнь диктует нам условия игры». Это утверждение как нельзя лучше применимо к инвалидам-колясочникам. Вопрос лишь в том, какую жизненную позицию, установку на будущее выбирает для себя каждый, оказавшийся в списке людей с ограниченными возможностями.

С Валерой мы познакомились лет десять назад, когда я совершенно случайно попала на встречу ребят, вернувшихся с войны в Афганистане. Там, в далекой стране, Валерий получил тяжелое ранение, потом долго лежал в госпиталях и больницах, мучительно привыкая к мысли о том, что никогда больше не сможет ходить.
- Знаешь, однажды проснулся, и такая вдруг злость на меня накатила, - вспоминает он. - Что же, теперь себя до старости жалеть? Да зачем мне такая жизнь! Не подумай, о самоубийстве я никогда всерьез не задумывался: слишком много людей держат на этой земле - мать, сестра младшая, да и парни не поняли бы...
Вот тогда и решил, что перво-наперво перестану культивировать в себе свои несчастья. Скулеж имеет особенность такую - съедает человека изнутри. И тогда все: можешь ты ходить или нет, уже не важно. Все равно пропал.
Решив заняться чем-то полезным, Валера стал по книгам учить компьютерную грамоту. Конечно, на первых порах ему здорово повезло: на одной из памятных встреч афганцев, состоявшейся аккурат накануне каких-то выборов, районные депутаты подарили ему компьютер. «Мой стартовый капитал», - так называет Валера старенький, 486-й ПК, теперь уже как реликвия хранящийся у него в комнате на шкафу. Дальше «шагал сам». Всевозможные учебники доставали приятели, соседи и родственники. Читал запоем, пытаясь разобраться в «железе» и различных программах. Как-то сестренка попросила помочь сделать ей школьную стенгазету. Загорелся, решил сверстать «шедевр» на компьютере. Поняв, что это увлекательное дело ему по душе, стал рассылать свое резюме, предлагая услуги по верстке полиграфической продукции во все издательства и рекламные фирмы подряд.
- Сначала больше работал для души, а кошельку в убыток, - смеется Валерий. - То тетке брошюрку для ее НИИ сверстаю, то приятелям сборничек афганских песен, то рекламные листовки для соседа. Постепенно осваивал более сложные программы. Но когда работу себе искал, знаешь, столкнулся с неприятной вещью: многие, как только узнавали, что я инвалид-колясочник, сразу в заказах отказывали. Разозлился я тогда снова по-серьезному. Но принял правила игры, общаться с потенциальными заказчиками стал по электронке, а сдавать выполненную работу и получать за нее деньги ездила сестра.
Сейчас Валера в заказах, прямо скажем, не нуждается. Доказав свою профессиональную пригодность, он за несколько лет настолько «оброс» клиентурой, что может себе позволить выбирать, какие заказы ему интересно выполнять, а какие - нет. При этом поблажек в работе для себя не допускает, да и другим себя жалеть не дает. Однажды (эту историю по секрету мне рассказала его сестра) Валерий отказался от очень выгодного предложения сверстать серию книг только потому, что менеджер фирмы во время переговоров некстати ляпнула: «Мы не будем очень сильно торопить вас с выполнением работы, понимаем, что вы больной человек...» Содержавший к тому времени старенькую мать и помогавший встать на ноги младшей сестренке Валерий больным себя не ощущал совершенно.
- Когда тебя слезливо начинают жалеть окружающие, - считает он, - то сам поневоле начинаешь скатываться на уровень некоего убогого, который только и может, что просить милостыню, размахивая перед носом прохожих грязненькой шапкой. Противно же! Если я могу что-то делать руками, то есть у меня при этом ноги или нет, никого не касается.
Импортную, легкую и удобную в управлении инвалидную коляску Валерий купил себе сам, собрав нужную сумму из заработанных гонораров, без всяких льгот и помощи собеса. Когда заказы посыпались как из рога изобилия (года через три-четыре доказывания и себе, и другим, что его профессионализм заслуживает признания), поменял старенький «комп» на современный, последней модели.
- Понимаешь, получается, что все у меня как-то легко в жизни сложилось, - неожиданно говорит мне Валерий. - Может, и так, но все ведь не просто в руки приплыло. Постепенно я начал приходить к мысли, что в каждом человеке в равной мере заложено и добро, и зло, и радость, и горечь, и счастье, и беды.
Важно ответить для себя на вопрос, что из всего этого набора ты хочешь в себе разбудить, а что - заставить спать. Поняв это, я вдруг заметил, что перестал стесняться себя, своего внешнего облика, инвалидности. На коляске человек, не на коляске - какое это имеет значение? И у здоровых людей проблем хоть отбавляй, и они ничуть не легче наших.
Всю жизнь убиваться над тем, что ты инвалид и передвигаешься только в коляске, тратить время на «борьбу за свое существование», облачаясь в терновый венец, - смешно и глупо. Надо просто чтото делать в этой жизни, а не паразитировать в ней.
...Каждый раз, поговорив с Валерой, ловлю себя на мысли, что эти беседы лучше всякого психотренинга ставят мне мозги на место. Сын двойку получил? Денег не хватает? Ой, устала, спина побаливает? Если разобраться, сама во всем виновата: уроки не проверила (поленилась), зарплату толком не рассчитала, а вчера с рынка продуктов на две недели вперед приперла - вот спина и ноет.
«Главное - вовремя понять правила игры и никогда не нарушать их, даже если они кажутся слишком жесткими», - любит повторять мой знакомый.

Автор: Наталья Кирилова
Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ