Архив:

В нынешнем году практически прекращено обеспечение инвалидов машинами, которых ждут более 150 тысяч человек

После введения 122-го закона программа обеспечения инвалидов спецавтомобилями фактически свернута, возникли серьезные проблемы и с другой реабилитационной техникой.

Исправить положение можно, если серьезным образом пересмотреть статьи расходов на государственную поддержку инвалидов в проекте федерального бюджета на 2006 год.

Такой точки зрения придерживаются не только представители многочисленных общественных организаций инвалидов, но и эксперты Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике. По мнению председателя комитета Андрея Исаева, "проблема государственной поддержки инвалидов решена некачественно и на недостаточном уровне".

Некоторые положительные шаги при подготовке проекта бюджета-2006 правительство предприняло. Например, все последние годы много нареканий было на то, что в связи с налоговой реформой общественные инвалидные организации и принадлежащие им предприятия (на них работают инвалиды) были лишены налоговых льгот и сразу же оказались перед угрозой банкротства. При подготовке проекта бюджета-2006 впервые было предусмотрено, что финансовые потери этим организациям и предприятиям будут компенсированы. Правда, по мнению экспертов комитета, предложенная на эти цели минфином сумма 500 миллионов занижена минимум втрое.

Пожалуй, самой острой в нынешнем году стала проблема обеспечения инвалидов спецавтомобилями "Ока". При принятии 122-го Федерального закона правительство и Госдума пришли к компромиссному решению, что все инвалиды, вставшие в очередь за автомобилем до 1 января 2005 года, его получат. Таких на сегодняшний день более 150 тысяч человек. И хотя право за ними формально сохранено, фактически финансирование приобретения спецмашин свернуто. Об этом шел разговор за "круглым столом", организованным Комитетом Госдумы по труду и соцполитике.

Если в 2004 году на обеспечение автотранспортом из федерального бюджета было выделено 2,5 миллиарда рублей, то в нынешнем - только 393 миллиона, то есть практически на порядок меньше. Такой же объем запланирован и на 2006 год. Этих средств достаточно, чтобы приобрести около 4 тысяч машин в год. Вот и получается, что если раньше инвалиду приходилось ждать обещанного государством авто около четырех лет, то при нынешних темпах очередь рассосется лет этак через 40, не раньше.

В минздравсоцразвития выход из транспортной проблемы видят в развитии сети социальных такси: когда инвалид сможет по телефону вызвать машину, чтобы отправиться, к примеру, в поликлинику. Это отчасти решает известную проблему, когда на машинах, полученных инвалидами ВОВ, ездят в основном их дети и внуки. Хотя на "круглом столе" были приведены данные исследования, согласно которому такой "передачей" занимаются не более пяти процентов инвалидов, большинство же ездят самостоятельно.

Кроме того, в очереди за государственными машинами томятся и молодые инвалиды. Например, по данным департамента соцзащиты населения Владимирской области, таких в регионе около 70 процентов. И если для старшего поколения автомобиль - это скорее лишнее подтверждение того, что государство помнит об их заслугах и благодарно за них, то для молодых людей с ограниченными физическими возможностями - это реальное средство, которое дает возможность работать и жить полноценной жизнью. В социальном комитете Думы было решено добиваться возвращения финансирования по статье "спецтранспорт" на уровень 2003-2004 годов.

И еще одна серьезная проблема, возникшая после принятия закона о перераспределении полномочий между уровнями власти, - это получение инвалидами реабилитационной техники. В техсредствах, помогающих обслуживать себя, передвигаться, жить с большим удобством, нуждаются сегодня 11 миллионов 200 тысяч инвалидов, в том числе 600 тысяч детей. После принятия закона о разграничении полномочий между уровнями власти изменился и порядок финансирования этих расходов, и оформление и получение техсредств. Этим занимается сегодня Фонд социального страхования. Главная проблема в том, что фонд предоставляет средства реабилитации в соответствии с утверждаемым минздравсоцразвития перечнем, а он и не полон, и устарел. Во всяком случае, действовавшие до перераспределения полномочий региональные списки реабилитационной техники во многих случаях были шире и разнообразнее. Не попали в федеральный перечень, например, коляски с электроприводом.

Впрочем, как сообщил на "круглом столе" замруководителя департамента развития социальной защиты Андрей Панов, министерство проанализировало ситуацию и подготовило новый, расширенный вариант перечня, куда войдут не только современные коляски, но и приспособления для одевания и раздевания, захвата предметов, устройства для воспроизведения "говорящих книг" для слепых, голосообразующие аппараты и многое другое. Панов заметил, что сейчас в стране имеется около 300 наименований технических средств реабилитации, но в гарантированный федеральный перечень все их пока включить невозможно, поскольку ориентирован он на наиболее важную, востребованную технику.

Ирина Невинная

"Российская газета" - Федеральный выпуск №3912 от 28 октября 2005 г.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ