Архив:

Деревня милосердия

В селе Кузедеево идет необычная стройка. В перспективе Людмила Шуберт, одна из главных организаторов, предприниматель по профессии и мама подростка-инвалида, видит создание и становление так называемой социальной деревни. Такой же, как деревни под Санкт-Петербургом и под Иркутском, куда приезжают работать даже иностранные волонтёры. А пока в Кузедееве она вместе со своими единомышленниками - родителями детей-инвалидов - строит социальную усадьбу. Которая и должна стать основой «Деревни милосердия».

Началось с того, что три года назад новокузнечане, на попечении которых находятся дети-инвалиды, решили объединиться, чтобы совместно выживать. Ребятишки, больные аутизмом, детским церебральным параличом и синдромом Дауна, с проблемами умственной отсталости нуждались в общении. Впрочем, поддержка требовалась не только им, но и их родителям, которые делились опытом воспитания своих «особенных» детей. Например, советами: в какую школу можно отправить ребенка; к какому врачу лучше обратиться; или какое действие оказывает то или иное лекарство... И даже пересказывали курьезные случаи, вполне справедливо считая, что в их нелегкой ситуации «спасательным кругом» должно быть чувство юмора.
Так, одна из мам поведала, как пытались призвать в армию её больного аутизмом сына. В военкомате, не особо вдаваясь в подробности о состоянии здоровья «призывника», довольно грубо осадили мать, которая пыталась что-то объяснить. «Парень крепкий, здоровый, служить да служить... Повестку получили? Так чего же вы его так опекаете, мамаша? Пусть пройдет пока флюорографию, а вы подождите в коридоре», - отмахнулся от неё один из чинов. Мать отказалась: «Он у вас там всё разобьёт и перевернёт! У меня нет таких денег для уплаты ущерба...» - «Тогда мы его заберём в армию!» Время приближалось к обеду, и в кабинете выложили на стол принесенные из дома продуктовые припасы. Причем «призывника» оставили с ними на несколько минут один на один. Вдруг мать заметила, как двери кабинета захлопали, и медсестра, что должна была вести прием, забегала по коридору в поисках кого-то... «Не меня ищете?» - спросила родительница. «Вас!» - обрадовалась представительница медкомиссии. «Заберите из кабинета своего сына! Он у нас все бутерброды съел! Он что у вас, больной, что ли?!» - «А я что пыталась вам только что растолковать...» - развела руками женщина.
Так они, родители больных детей, вместе и выживали, поддерживая друг друга шутками, пусть порой и горькими, делясь рассказами о собственных невзгодах и удачах на «общем круге». Однажды срочно бросили клич всем собраться. На собрание пришла молодая женщина, которая в то время находилась в отчаянии. Мать больна раком, с мужем полный разлад, а тут ещё ребенку врачи поставили диагноз: «аутизм»... Женщина даже намеревалась свести счеты с жизнью. Ее усадили в «круг», и каждый из пришедших рассказал свою непростую семейную историю. Помощь предложила и психолог. В итоге женщина ушла оттуда с осознанием, что выход даже из её сложной ситуации всё-таки есть. «Сегодня она у нас одна из самых деятельных и оптимистичных членов группы», - рассказывает Людмила Сергеевна Шуберт.
Поначалу называли себя просто «группой поддержки» при Центре психолого-педагогической помощи соцзащиты Новокузнецка. Но год назад они, а это 22 семьи, были официально зарегистрированы как Кемеровская региональная общественная организация ассоциации «Единство». В её состав вошли родители, которые наотрез отказывались отдавать своих детей-инвалидов в специализированные психоневрологические больничные заведения. «Свою организацию мы создали специально для защиты наших детей», - говорит Людмила, у которой ее 14-летний сын Никита тоже болен аутизмом. Хотя родился вполне здоровым ребенком. Какой механизм включился в организме двухлетнего малыша, какое заболевание повлияло на его умственные способности, врачи гадают до сих пор. Людмиле настоятельно рекомендовали сдать сына в психоневрологический диспансер: «Там ему будет лучше!» Но Людмила Сергеевна категорически отказывалась содержать своего ребенка в «казённом доме»: «Лучше чем дома, с родными людьми, ему нигде не будет!» - решила она. А потом начала переписываться с представителями социальных деревень - в надежде создать подобное поселение и под Новокузнецком.
А тут и случай подвернулся. «Единству» удалось приобрести в Кузедееве заброшенное здание сельского кинотеатра «Урожай». А в придачу к нему пятьдесят соток земли. Подумав и рассчитав, сбросились «всем миром», выложив из собственных карманов требуемую сумму. Разработали и утвердили проект будущего «дома-интерната малой вместимости», рассчитанного на проживание пятнадцати человек от 18 до 40 лет. На три группы по пять человек... («А потом, к тому времени, думаю, у нас уже будет построена настоящая социальная деревня, в реальном её виде. Так, как мы её представляем»). В двухэтажном здании на семистах с лишним квадратных метрах разместятся спальни, обеденная зона, комната отдыха...В холлах и комнатах будут стоять мягкие кресла, диваны, телевизоры, цветы. Здесь больные люди получат возможность достойно, с комфортом жить и общаться. На приусадебных сотках разместятся мастерские, в которых подопечные дома попечения смогут работать с деревом. Сарай, в котором разведут кур и поросят, и за которыми жильцы социальной усадьбы смогут ухаживать, кормить, убирать... Словом, учиться вести нехитрое домашнее хозяйство. Сад и огород, где они могут выращивать овощи. В селе даже пообещали выделить дополнительную землю под посадку картофеля. Уже сейчас, хотя стройка будет длиться пять лет, задумались о штате воспитателей, стажировка которых будет проходить в социальных деревнях под Санкт-Петербургом и Иркутском. Там уже дали свое согласие: «Нет проблем. Приезжайте!»
К слову, Людмила Сергеевна, заручившись поддержкой федеральной программы, договорилась с Новокузнецким центром занятости о трудоустройстве 17 человек. На общественно полезные работы по реконструкции здания кинотеатра. Зарплата около восьми тысяч рублей в месяц. Мало того, участники «Единства» предложили доплачивать работникам из родительских средств. Однако ни одного желающего поработать на стройке деревенского жителя не нашли. Пришлось приглашать, как говорит Людмила, «иностранную рабочую силу».
Под крышу дома попечения готовы принять инвалидов не только из Новокузнецка, но и со всей области. При этом рады будут любой помощи в создании и становлении «социального учреждения нового типа». Объявили даже конкурс на название социальной усадьбы. Большие надежды здесь возлагают на закон о социальных услугах, который на следующий год должны принять в России (в Украине и в Казахстане подобный уже действует). А это значит, что основную часть финансирования по содержанию инвалидов государство берёт на себя.
Кстати, в мире насчитывается около пятисот социальных деревень для «людей с ограниченными возможностями». Основателем первой был француз Жан Ванье. Людмила Шуберт даже на курсы английского языка устроилась, чтобы в ближайшем будущем поехать за границу - за заимствованием уникального опыта.

Автор: Татьяна Шипилова
Источник: kuzbass85.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ