Правовая группа Региональной благотворительной общественной организации "Центр лечебной педагогики" опубликовала результаты совещания, посвященного формулированию проблем жизнеустройства совершеннолетних граждан с ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в посторонней поддержке для проживания, обслуживания и трудовой деятельности, а также поиску путей их решения.
В результате "мозгового штурма" выявлены пять основных вопросов.
Во-первых, отсутствие возможности наделять психически нездоровых людей правами частично, оставляя за ними право решения бытовых вопросов. По мнению юристов НКО, для исправления этой ситуации в гражданское законодательство необходимо включить отдельный институт дифференциальной дееспособности или дополнить институт ограниченной дееспособности, предусмотренный действующим гражданским законодательством для других категорий граждан, нормой об ограничении дееспособности лиц с психическими расстройствами.
Во-вторых, имущественное положение недееспособных граждан. На сегодня имеющееся у лишенного дееспособности россиянина имущество не может приносить никакого дохода ни ему, ни опекающим его лицам. По мнению сотрудников Центра лечебной педагогики, следует принять нормативные акты, регулирующие имущественные вопросы недееспособных лиц, в частности, закрепить в законодательстве норму о составлении экспертным советом бюджета подопечного, исходя не из минимального набора услуг, а из материальных возможностей недееспособного; ввести ответственность представителей органов опеки и попечительства за создание необоснованных препятствий опекунам в распоряжении имуществом подопечного; установить минимальный размер неподотчетных госорганам расходов опекуна. Эксперты также предложили рассмотреть вопрос финансовой поддержки опекуна за счет бюджета, поскольку он фактически исполняет обязанности социального работника. При этом правоведы ссылаются на Указ Президента РФ от 26.12.06 о назначении компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, а также за престарелым.
Третьей проблемой является отсутствие у опекунов возможности назначить преемника на случай своей смерти. В результате он не может реализовать свою волю по обеспечению достойного будущего подопечного. Для решения этого вопроса, по мнению сотрудников РБОО, следует законодательно закрепить возможность опекуна совершеннолетнего недееспособного лица сделать распоряжение о назначении преемника на случай своей смерти физическому или юридическому лицу с правом дальнейшего "завещания" опекунства.
Кроме того, необходимо законодательно закрепить существование отдельного вида социального жилья с поддерживаемым проживанием (поселок/дом/подъезд с инфраструктурой), в которое смогут заселяться люди с ограничениями жизнедеятельности, предоставляя взамен государству собственные квартиры, с компенсацией разницы в стоимости. Для защиты прав недееспособных следует ввести институт общественного контроля за их проживанием и совершением сделок. Это может быть попечительский или общественный совет.
Важным аспектом жизни человека с психическими отклонениями является труд, однако лишенный дееспособности россиянин не может оформить свои трудовые отношения. В связи с этим необходимо предусмотреть в законе возможность заключения трудового договора опекуном, а также ввести в законодательство нормы об особом виде трудовых отношений с недееспособными лицами, особого вида оплаты труда и определение ответственности за действия недееспособного того, кто сопровождает его в процессе труда.
Еще одной проблемой является трудовая занятость граждан, имеющих третью степень ограничения трудоспособности. Эксперты отмечают, что закон "О занятости населения в РФ" предусматривает дополнительные гарантии занятости только для инвалидов, имеющих "рекомендации к труду". То же касается и права на профессиональную подготовку, несмотря на то, что ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что государство гарантирует инвалидам получение профессионального образования (какие-либо оговорки по поводу степени трудоспособности и в Конституции РФ, и в указанном законе отсутствуют). Следовательно, необходимо рассмотреть возможность исключения из "Классификаций и критериев..." понятия "нетрудоспособный" как синонима третьей степени ограничения трудоспособности, а также заключения "противопоказанность трудовой деятельности", заменив его на труд "с обязательной поддержкой". Причем, важно рассмотреть возможность ликвидации связи между размером пенсии и трудоустройством, существующей в действующем законодательстве.
Для практической реализации большинства предложенных инициатив потребуется лоббировать принятые решения в органах законодательной власти, а также инициировать судебные дела (в тех случаях, когда установившаяся практика противоречит конституционным или иным правовым нормам).
Источник: asi.org.ru