Архив:

Россия - не для инвалидов!

Вся наша жизнь построена на суете и беготне. И времени хватает только на то, чтобы разобраться с повседневными делами. И вряд ли кто-то задумывается над жизнями других. Действительно, зачем? Когда и над своими проблемами-то подумать не успеваешь.

В частности, о том, как живется в интернатах людям с отклонениями в умственном развитии, можно даже не думать. Темные палаты и грубые санитарки, не считающие инвалидов за людей, железные миски, в которых содержится варево непонятного цвета и вкуса, какая-то субстанция в стакане и вечные ложки - чтобы умственно отсталые не ранили друг друга...

Для многих умственно отсталые люди являются чем-то вроде ненужной вещи, не умеющей думать, а тем более чувствовать. Поэтому на улице в них можно тыкать пальцем или, наоборот, с ужасом отворачиваться как от прокаженных, а если (не дай Бог!) такой родится в семье, его без зазрения совести нужно направлять в интернат!

Но так происходит не везде. Во всех развитых странах бросить ребенка с отклонениями считается чем-то неприличным и даже зазорным, поэтому в родильных домах крайне редко остаются дети-инвалиды. А если по каким-то причинам все-таки так происходит, для них моментально находится патронатная семья. И в ней ребенку предоставляются все условия: его считают родным, окружают лаской и заботой, и ни в коем случае не акцентируют внимание на том, что он умственно отсталый. Таких детей деликатно называют «детьми со специальными нуждами» или, в крайнем случае, «детьми с ментальной задержкой».

В то время как в России забирать детей-инвалидов в семьи не принято (ибо стыдно), в Германии патронат является практически единственной формой проживания таких детей. Семьям, взявшим ребенка на патронат, выдается пособие, которое, к слову, раз в пять больше, чем в России. И это не учитывая всевозможные бонусы и прибавки. А детское пособие по сумме - вообще отличается в 26 раз, и это не в нашу пользу.

Для умственно отсталых детей существуют специальные школы. Работают там не полупьяные воспитатели, а чуткие педагоги, которые к каждому ребенку относятся как к своему. Здесь детей не считают уродами и «даунами», а старательно и терпеливо обучают всему каждого ребенка.

В России же люди с умственными задержками в развитии считаются чем-то вроде беспомощных овощей. Естественно, ни о какой работе тут не говорится. Как может работать тот человек, который и умеет только карандаш держать?! После интерната таких людей отвозят в дома престарелых, в которых они и находятся всю оставшуюся жизнь. Быть может, более повезло тем, кто оказался в приемной семье. Хотя судьба, по сути, та же. Вряд ли человек наслаждается жизнью, сидя, как правило, в четырех стенах.

В Германии же необычайно трепетно относятся к людям-инвалидам. И школы есть, и работу потом для многих находят, не отказывают. Главное ведь не узкопрактическая польза от инвалида (умеешь держать карандаш - отлично, найдем и такую работу), а чтобы он (инвалид) почувствовал себя частичкой общества, полноценным человеком, в конце концов!

А что делать? В России выживают сильнейшие, не любит она слабых, а тем более умственно отсталых, которые не приносят никакой пользы. Легче спрятаться от людей с задержками в умственном и физическом развитии; построить интернаты в лесу, подальше от общества, сделать условия хуже, чем в тюрьме, не выдавать деньги на существование (все равно никакой перспективы от них нет)...

А понять то, что умственно отсталые люди тоже люди, и что они чувствуют и думают, очень непросто. Вот и живут в России несчастные, социально отвергнутые инвалиды. Точнее, не живут, а существуют.

Между тем в Германии (или в любой другой развитой стране) благополучие таких людей всегда стоит на первом плане. Впрочем, и люди там живут лет на десять дольше.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ