Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Глухота - учебе не помеха

МГТУ имени Баумана предоставляет возможность получить образование людям с пониженным слухом.
Небольшая аудитория номер 513 в одном из корпусов МГТУ имени Баумана в это утро была заполнена счастливыми, новоиспеченными студентами-первокурсниками, рядом сидели еще более счастливые мамы, папы, а кто-то даже с бабушкой пришел.

- Ключ к успеху - это организация вашего мышления, организация поведения, - отечески напутствовал собравшихся декан Александр Станевский. Шла обычная процедура, но вдруг декан резко меняет тон:
- Так, ну-ка, вы двое! На первую парту, пересядьте, будьте любезны!
Двое парней понурившись, выполняют приказ. Подчиняясь при этом не только словам строгого педагога, но и сердитым жестам стоящей рядом с ним преподавательницы-сурдопереводчицы.
Дело в том, что у этих «нарушителей спокойствия» и дисциплины проблемы со слухом. Что не помешало им, как видите, от полноты впечатлений и эмоций малость побузить на вводной лекции и получить «по первое число» от декана.
И что в свою очередь не помешало декану призвать их по всей строгости к ответственности: никаких поблажек, никаких скидок на «особые обстоятельства» здесь нет! «Здесь» - в Головном учебно-исследовательском методическом центре профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями (в данном случае - глухих и слабослышащих ребят) МГТУ имени Баумана. «Вечерка», кстати уже писала об этом уникальном центре.
- Я хочу, чтобы все вы сразу поняли: в сообществе Бауманского Университета нет глухих студентов, нет слабослышащих, инвалидов и т.д. - продолжил воспитательную часть начальник ГУИМЦ. - Студенческое Братство МГТУ - это уже в некотором роде субкультура, внутри которой обособлений быть не может и не должно. Здесь деление происходит только на студентов с хорошими оценками и студентов с плохими оценками...
Я мысленно зааплодировал: отлично сказано Александр Григорьевич, ясно, четко, внятно! Эту мысль, эту идею, этот постулат упорно, постоянно отстаивают сегодня и педагоги, и психологи, и сами инвалиды, и мы - журналисты: нельзя относиться к инвалидам, как к ограниченным людям, только как к равным! И в этом, в том числе, смысл и суть Года равных возможностей... 31 августа у 45 студентов-первокурсников праздник - посвящение в студенты. Это - их отправная точка, здесь они будут не только «грызть гранит науки», но учиться общаться, учиться, дружить.
Но в первую очередь конечно - учиться, учиться и еще раз учиться, как любил говорить некогда один классик. И ведь прав был... Родители, естественно, задавали вопросы декану:
- Скажите, а наши дети будут получать стипендию?
- Во-первых, это не ваши дети, а наши! - уточняет Александр Григорьевич.
- А во-вторых - наши с вами дети стипендию получают. Если учатся хорошо! Некоторые ребята поступают в ГУИМЦ после общеобразовательных школ, но таких - единицы. Львиная доля - выпускники «коррекционнок». Слава Головного центра уже перешагнула через кордон - кроме москвичей, парней и девушек из регионов, в Бауманку поступили ребята из Беларуси и Казахстана.
Некоторые москвичи, кстати, на протяжении нескольких лет, чуть ли не с седьмого класса сотрудничают с МГТУ по программе «Шаг в будущее» - эти ребята, как правило, к 10-11 классам уже знают, на какой факультет, и на какую специальность они будут поступать. О выборе вуза, как понимаете, и речи уже не идет.
Кстати о будущем - здесь, в ГУИМЦ о нем не забывают ни на минуту. Все выпускники Головного центра получают на старших курсах добротную практику. А точнее, это даже не практика, а работа с неполной занятостью. Работодатель, как правило, знает будущих выпускников - своих будущих работников - как в лицо, так и по способностям. За год до получения диплома работодатель может обратиться к студенту-практиканту примерно следующим образом:
- Парень, у тебя золотые руки! Но тебе не хватает знания вот этого и того предмета...
Студент прекрасно понимает намек и идет к Александру Григорьевичу с просьбой добавить в индивидуальный план занятий две дисциплины. Руководство ГУИМЦ всегда идет навстречу хорошим учащимся, у кого есть реальная тяга к знаниям. По итогам, тот самый парень получает диплом инженера-робототехника, а в дополнение к обычным предметам - приложение, с оценками по юриспруденции, например. Как говорится: то, что доктор прописал. То бишь работодатель.
В общем, на сегодняшний день ГУИМЦ Бауманского Университета продолжает оставаться флагманом, пионером в области высшего образования для лиц с ограниченными возможностями.
Но ведь когда-нибудь и другие вузы потянутся за легендарной Бауманкой? Ждем, надеемся, верим...
Справка «ВМ»
В 1934 году группа глухих студентов написала письмо в Совет народных комиссаров - ребята просили разрешение на поступление в вуз. В том же году прошел приказ по наркомату тяжелого машиностроения: разрешить набрать в Московском механико-машиностроительном институте - тогда Бауманка так называлась, - группу слабослышащих студентов. Так было положено начало традиции.

Автор: Константин Давыдов
Источник: vmdaily.ru